Почему на площади Ленина в Гомеле нельзя строить подземные переходы
Более месяца назад гомельчане узнали, что городские власти планируют построить на площади Ленина три подземных перехода.
Как стало известно из переписки с разными государственными учреждениями, инициатором строительства является Гомельский горисполком и главная цель этой затеи – повысить пропускную способность центральной площади для автотранспорта. Поможет ли это на самом деле городу над Сожем избавиться от пробок в центре города?
Своим мнением на тему возможного строительства подземных переходов на площади Ленина поделилась блогер «Сильных новостей» Мария Булавинская.
Строительство «подземок» приведёт к ликвидации трех наземных переходов. Бесспорно, это ускорит движение машин через площадь, но для всех остальных участников движения качество среды сильно ухудшится. Для посещения парка придётся спуститься под землю. И если для молодых пешеходов это проблем не вызовет, то для пенсионеров, инвалидов, велосипедистов и мам с колясками «подземка» станет настоящим испытанием. Вы, к примеру, пробовали помочь подняться инвалиду колясочнику по пандусу перехода?
Плохо ещё и то, что после строительства переходов фактически не останется альтернативного безбарьерного (наземного) пути в парк через площадь. А дорога через периферийные входы в парк с улицы Баумана или Гагарина мало для кого удобная.
Нужно отметить, что повода для обсуждений подземных переходов на площади Ленина вообще не должно было появиться. Дело в том, что строительство подземных переходов на центральной площади Гомеля противоречит действующему законодательству.
Вся территория площади Ленина является охранной зоной достопримечательности № 1 города Гомеля – Дворцово-паркового ансамбля. В пределах этой зоны запрещается строительство любых сооружений. Эти ограничения чётко прописаны в проекте зон охраны этой историко-культурной ценности. Этот факт подтверждает само учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» (ответ «дворца»).
Люди, которые определили эти зоны и ограничения, профессионалы своей деятельности. Они чётко понимали, какую угрозу для дворца и парка могут представлять любые строительные работы на площади Ленина. Кроме ухудшения комфорта пешеходов, появление громоздких навесов переходов изменит внешний вид сложившегося архитектурного ансамбля.
При создании котлованов для подземных переходов будут повреждены фундаменты нескольких исторических объектов, что сделает невозможным воссоздание интереснейших архитектурных объектов (комплекс торговых рядов, костел Девы Марии). А создание на площади эстетичной и комфортной среды будет отложено на многие годы.
Также вспомним историю, как в 2000-х гг. Гомель посещали специалисты из ЮНЕСКО. Тогда были шансы, что Дворцово-парковый ансамбль получит статус памятника международного значения. Но этому не суждено было случиться. Тогда экспертов из ЮНЕСКО остановила масса ошибок в реставрации дворца и благоустройстве парка. Сегодня возможное строительство подземных переходов можно будет считать продолжением неквалифицированного вмешательства в припарковую территорию.
Что на счёт этого думает горисполком? В начале разгара дискуссии на тему возможного строительства подземных переходов чиновники через свои СМИ сообщили, что повода для беспокойства нет, все работы пройдут в соответствии с законодательством: “первыми на площадку войдут археологи. Это не повлияет на окончательную стоимость строительства, но может увеличить его сроки”.
Видимо, чиновники на тот момент не учли всё законодательство в сфере охраны историко-культурных ценностей. Позже они были проинформированы про охранные зоны дворца. И данное обращение было взято горисполкомом на контроль до вынесения окончательного решения по строительству подземных переходов.
Для вынесения окончательного решения сейчас составляется предпроектная документация. Уже известна её точная стоимость – примерно 87 миллионов на три подземных перехода (раз, два, три).
Получается, что горисполком выделил деньги на предпроектную документацию заранее «непроходного» проекта, который нельзя реализовать в соответствии с действующим законодательством?
Выше указаны расценки только на предпроектную документацию. Точная цена одного подземного перехода ещё неизвестна. Однако ранее руководитель гомельского УКСа Сеноженский заявлял, что на сооружение одного подземного перехода может уйти от 500 тысяч до 5 миллионов долларов в зависимости от сложности подземных коммуникаций.
Но всё же, если вдруг гомельские чиновники закроют глаза на законодательство в сфере охраны историко-культурных ценностей, кто ещё должен их поддержать в таком решении? Министерство культуры Республики Беларусь. Для реализации проекта строительства подземных переходов на площади Ленина Министерство культуры должно закрыть глаза на постановления, которые ранее само же и утверждало. Также согласно статье 28, пункту 3 закона «Об охране историко-культурных ценностей Республики Беларусь» проведение работ, которые могут ухудшить условия восприятия историко-культурной ценности (ее окружающей среды и зон охраны) допускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь. Правда такое решение принимается только при условии, что проведение таких работ вызвана необходимостью ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, военных действий.
Также вызывает интерес и тот факт, что УП «БелНИИПградостроительства» (эта организация ответственная за разработку детального плана центральной части Гомеля) ничего не знает о подземных переходах под площадью Ленина (ответ организации).
В результате мы имеем следующие несоответствия при строительстве подземных переходов:
- строительство противоречит законодательству
- строительство не запланировано в градостроительных документах
- строительство обойдется в значительную сумму денег
- строительство ухудшит комфорт пешеходов и велосипедистов
Озвученные факты, говорят о том, что строительство подземных переходов вызвано не практической необходимостью, а являются самодеятельностью городского руководства. Чем закончится это противостояние, пока говорить рано. Но хочется надеяться, что контролирующие органы дадут объективную оценку действиям гомельских властей. А средства, запланированные к «освоению» на строительство дорогостоящих подземных переходов, будут направлены на действительно нужные для города проекты.
Мария Булавинская, фота: gomel.today, Гомельскі Зялёны партал