Троллейбусы скоро «поумнеют»
Полномасштабное тестирование автоматизированной системы управления движением гомельских троллейбусов должно начаться 15 июня.
Сейчас идет их оснащение навигационным оборудованием и средствами связи. Специальные терминалы уже установлены в 148 машинах, на очереди еще около 70. Это только видимая часть нововведений, которые «Горэлектротранспорт» планирует внедрить до конца года. На предприятии рассказали и показали, как работает новая для Гомеля система.
Многофункциональный терминал водителя «МТВ-128» (белорусского производства) монтируется в кабине. В обычном режиме при движении на дисплее отображаются названия очередных остановок с плановым временем прибытия.
Считается, что этот дисплей должен заменить привычную ламинированную карточку, которая есть в каждой кабине.
Позиционирование происходит по GPS. В то же время диспетчер видит на своем мониторе, где находится каждый троллейбус.
С конкретным водителем можно общаться по голосовой связи. Для группового информирования о дорожной ситуации (например, о подтоплении какого-то участка, ДТП, пробках и т. д.) могут использоваться текстовые сообщения, которые отображаются на дисплее МТВ, — это удобнее и быстрее, чем обзванивать всех по телефону.
С центрального пульта доступны и другие команды и функции. Можно узнать, с какой скоростью двигался троллейбус, снять или добавить машину на маршрут, подсчитать отработанное время и т. п. Сегодня на конечных пунктах прибывшие машины фиксируются работниками по принципу «увидел — отметил». Со включением системы это будет происходить автоматически. Но полностью отказываться от бумажных табелей в «Горэлектротранспорте» не спешат — говорят, они пригодятся в качестве резервного варианта.
Технически система уже работает — по карте города перемещаются значки троллейбусов, в кабинах на дисплеях отображаются остановки и команды.
Появление восклицательного знака на мониторе означает: что-то не так. Возможно, превышена скорость, разрешенная для данного участка контактной сети, или троллейбус выбился из графика. В этом случае диспетчер связывается с водителем и обеспечивает решение проблемы.
Внедряемая система управления — это основа для множества нововведений. Для пассажиров в перспективе — электронные средства оплаты проезда (как в столице). В этом случае валидаторы и компостеры будут посылать на сервер информацию о заполнении салона на конкретном направлении — раньше такой учет велся «вручную», с помощью студентов. В «Горэлектротранспорте» говорят, что это как минимум позволит более эффективно распределять транспорт, реально оценивать пассажиропоток. Однако сроки на предприятии называть не спешат — все зависит от денег.
Такая система уже работает в Минске, поэтому Гомель имеет возможность учиться на чужих ошибках. Технически возможно, например, установить на остановках табло, на которых будет видно, когда приедет следующий троллейбус. На практике эта «надстройка» стоит довольно дорого, так что все будет зависеть от финансирования.
Еще одна теоретически доступная «фича» — вывод на диспетчерский монитор картинки с видеорегистратора, которыми укомплектованы троллейбусы. Но опять же: это, если повезет, дело светлого будущего, когда связисты смогут обеспечить подходящие параметры передачи данных.
В данный момент транспортники подключают разные функции программы, выявляют слабые места. Например, водителям не нравится дисплей — при ярком солнце отсвечивает. Проще читать со старой доброй бумажки. Возможно, придется апгрейдить оборудование какими-то козырьками, придумывать другие решения.
В качестве возможного направления для развития в «Горэлектротранспорте» приводят пример Рязани. На сайте bus62.ru можно в реальном времени видеть положение каждого рязанского троллейбуса (все значки перемещаются). В отличие от гомельской системы в Рязани доступ к просмотру открыт каждому. В идеале чего-то подобного хотят добиться и гомельчане.
К 15 июня все троллейбусы должны быть оборудованы терминалами для водителей. Начнется полномасштабное тестирование системы. К штатной ее эксплуатации планируют приступить до 31 декабря.
Андрей Рудь, Onliner.by