Аронов, Лев Ильич

Лев Ильич Аронов (1909, Гомель — 1972, Москва) — советский художник, живописец.

Родился в 1909 году в Гомеле в семье железнодорожного служащего Гили Боруховича (Ильи Борисовича) Аронова (1870-1934), уроженца Сновска. Племянник инженера Н. Б. Аронова.

С 1925 по 1930 год учился на живописно-декоративном отделении Ленинградского Училища поощрения художеств, где в это время преподавали: Рылов, Вахромеев, Бобышов, Щуко, Сварог.

В 1933 году вступил в члены Московского Союза художников. В 1934 году работа Л. И. Аронова была представлена на «Выставке молодых начинающих художников», с этого времени он постоянно участвовал в художественных выставках Москвы. В конце 1930-х гг. Лев Аронов входил в художественное объединение «Группы пяти» вместе с художниками Львом Зевиным, Ароном Ржезниковым, Михаилом Добросердовым и Абрамом Пейсаховичем. Осенью 1940 года в Москве прошла выставка «Группы пяти».

В 1941 году он ушёл в ополчение, но по состоянию здоровья был отстранен от воинской службы.

В 1941—1945 годы преподавал с перерывами в Московском художественном училище памяти 1905 года.

В эти же годы работал в окнах ТАСС. С 1958 года начинает много заниматься линогравюрой.

С 1957 по 1964 год Л. И. Аронов был членом Художественного совета при Живописно-производственном комбинате. С 1957 по 1972 год он много сил уделял работе в обществе «Охраны памятников истории и культуры».

Почётных званий не имел.

Длительное время подвергался давлению со стороны политизированного руководства Московского Союза Советских художников, поскольку не участвовал в пропаганде — не писал портреты вождей и соцреалистические сюжеты. В период борьбы с формализмом и космополитизмом тенденциозная критика присвоила ему ярлык «злобствующий эстет». Такая формулировка была в высшей степени несправедливой, поскольку главными факторами его творчества были предельная искренность, человеколюбие и эмоциональная открытость. Сам художник называл себя реалистом, хотя в поисках выразительных средств он впитал в своем творчестве элементы многих живописных направлений от импрессионизма до современного ему футуризма.

В художественное наследие Л. И. Аронова входит ряд жанровых полотен, пейзажи, портреты, натюрморты. Многие из них представляют собой графические и живописные размышления о взаимоотношениях и взаимопроникновении природы и человека. Большой раздел его наследия можно было бы озаглавить «поэтика русской деревни», а другой не менее значительный раздел посвящён эмоциональному осмыслению культуры, быта и окружающей природы других народов: калмыков, ингушей, чеченцев, чувашей и других. Темы семьи, материнства проходят через всё творчество художника, являют собой его главный мотив.

Л. И. Аронов был близко знаком и общался с художниками Н. М. Ромадиным, В. Н. Бакшеевым, В. А. Фаворским, И. И. Машковым, А. В. Лентуловым, А. А. Осмёркиным и другими.

Умер в Москве в 1972 году. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.