Сазонов (Созонов), Василий Кондратьевич

Василий Кондратьевич Сазонов (или Созонов) (1789, Гомель — 17.05.1870, Санкт-Петербург) — российский исторический живописец, академик Императорской Академии художеств.

Василий Сазонов родился крепостным человеком графа Н.П. Румянцева, который, заметив в нём охоту и способность к искусству, определил его на свой счёт в ученики Императорской Академии художеств в 1804 году. По удостоении в 1809 г. 2-й серебряной медали за рисунок с натуры был отпущен «в уважение к талантам» вечно на волю, и, работая программы на золотые медали, заслужил в 1811 г. 2-ю за «Поход под Казань царя Ивана Васильевича» и в 1813 г. — 1-ю за «Верность Богу и царю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном», после чего был выпущен с аттестатом 1-й ст. в 1815 году, но оставлен при Академии на правах пенсионера, пока не был отправлен графом Румянцевым на его счёт за границу в 1818 году для усовершенствования. Живя в Риме, он исполнил копии с картин: Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь небесная и любовь земная» (куплена была Академией и подарена в 1850 году Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества), и самостоятельную картину «Кесарево — Кесареви» (для Л.Н. Львова в 1823—1824 гг.), а по возвращении в Россию в 1826 году написал картины: «Раненый Дмитрий Донской на Куликовом поле» (находится в Императорском Эрмитаже) и «Раненый под Кульмом генерал-адъютант граф Остерман» (для самого графа). Получив за последнее произведение звание академика в 1830 году, он, кроме портретов (скульптора Б.И. Орловского и архитектора X. Мейера 1830, Лангера 1833), писал ещё образа: в 1831—1832 гг. — для новой церкви в Ахалцыхе, в 1833 г. — для Гатчинского собора, в 1835 году — для Троицкой церкви в Измайловском полку, в 1835—1836 гг. — для Александровского собора в Варшаве (Моисея), в 1836—1837 гг. — для малого иконостаса Казанского собора и для церквей св. Екатерины в Царском Селе (иконостас) и святого Петра и Павла в Петергофе, в 1839—1840 гг. — для заводской церкви в Свияжске, в 1841—1843 гг. — для главного купола Введенской церкви в Семеновском полку в Петербурге (фрески) и для новой церкви на Аптекарском острове (4-х Евангелистов); наконец, в 1844—1845 гг. исполнял картины для Исаакиевского собора («Милосердие самарянина» и «Блудный сын»), выставленные лишь в 1846 году.

Метки: