Корреспонденты «Советского района» исследовали улицу, которая могла стать центральной в Залинейном микрорайоне

0

Протяжённость Мо­сковской улицы поч­ти два километра. На­чинается у проходной Гомельского вагоно­строительного заво­да, прерывается в рай­оне стадиона «Локо­мотив», вторая часть находится в границах улиц Спортивной и 1-й Встречной.

Интересный факт: улица Московская ни­когда не переименовывалась.

Улица получила название в веке, когда бытова­ла традиция присваивать наименования в честь горо­дов Российского государства. Обычная, ничем не при­мечательная улица не могла получить название, вос­славляющее столицу. Значит, Московская чем-то отли­чалась от иных улиц района. Профессор, гомельский краевед Александр Рогалев причину этого видит в следующем.

Московская, в отличие от некоторых других «за­линейных» улиц, не была «замкнута» со стороны же­лезной дороги, то есть не завершалась у железнодо­рожной линии тупиком — домом, который вместе с хозяйственными постройками стоял поперёк улицы. Наоборот, она оканчивалась у самого железнодорож­ного полотна.

Улица Московская в то время была более чем ожив­лённая: она выводила к пешеходному мосту, идущему над железнодорожными платформами и подъездны­ми путями к заводу. Кстати, именно со строительства моста в 1889 году Московская начала застраиваться высокими темпами.

Мостом пользовались не только жители западных окраин города. Железнодорожные рабочие и служа­щие жили также на севере (Волотова, Плёсы, Прудок), востоке (Якубовка, Уза, Тереховка, Носовичи) Гомеля. А так как дорога в Главные гомельские мастерские бы­ла связана с переходным мостом, по Московской в на­чале и в конце рабочего дня двигались потоки людей.

Таким образом, Московская была центральной ули­цей Западного микрорайона благодаря своей связую­щей функции — она связывала западные окраины и окрестности города с его промышленным центром.

Во время Великой Отечественной войны улицу сильно бомбили из-за близости к вокзалу и вагоно­строительному заводу. То, что жители улицы страда­ли от бомбёжек и пожаров, выдают их же дома. Фун­даменты выглядят по-старинному солидно, чувству­ется вековой возраст (спасибо мастерам — делали на совесть, и качеству материалов). А вот срубы бы­ли обновлены наспех после окончания войны. Дере­во никак не готовилось к рубке, ведь ждать, пока со­сна нальётся смолой, не могли. Пешеходный мост и вовсе был разрушен, так как на нём было установле­но зенитное орудие — источник проблем для любого вражеского самолёта.

Со стороны вагоностроительного завода стоят два довоенных кирпичных дома. В основном же дома возводили из дерева. Как рассказали старожилы Мо­сковской, кирпичные дома построил завод для сво­их рабочих.

На Московской улице жили и переселенцы. Не­сколько деревянных домов построены согласно укра­инской традиции — без фронтона, с четырёхскатной крышей. Некоторые дома, имеющие большие окна, выдают хозяев-южан.

Нам удалось побесе­довать с хозяином до­ма 1902 года построй­ки. Леонид Григорьев рассказал, что этот дом в 1914 году купила се­мья его жены у еврея. В то время евреи не имели права на владение зем­лёй, поэтому они выку­пали участки и оформ­ляли их на местных жителей-крестьян. В купчей на участок ска­зано: «Крестьянин Ми­хаил Яковлевич Луком­ский продал крестьяни­ну Афанасию Исидоро­ву Зайцеву принадлежа­щий ему участок зем­ли». Настоящие же хозяева, возможно, Мовша Ша­гал, Азриель Шнейдман и Янкель Амитин, фигуриру­ют в качестве свидетелей. Продан участок был за 25 рублей, в перерасчёте на белорусские рубли — поч­ти 16,5 миллионов.

По левую сторону от до­ма стоял его брат-близнец, принадлежавший этим же евреям. Леонид Никола­евич стал хозяином дома №57 в 1964 году. Примеча­тельно, что капитального ремонта в доме никогда не было. Оригинальные рамы из сосны крепятся на мед­ных завесах, крепкий фун­дамент ремонта не требу­ет до сих пор. Единствен­ное новшество — неболь­шая пристройка. Во вре­мя ремонтных работ Лео­ниду Григорьеву пришлось снять самобытную обшив­ку со стены, в результате чего он обнаружил на брёв­нах выжженную дату постройки — 1902 год.

Сейчас дому 114 лет, он входит в число самых ста­рых жилищ в районе.

Довольно узкая в начале, с продолжением в сто­рону стадиона «Локомотив» Московская постепенно расширяется и через 860 метров пересекается с ули­цей Б. Хмельницкого. По чётной стороне, перед скве­ром с памятником Богдану Хмельницкому, стоит храм. Старожилы помнят, как ещё во времена СССР на ме­сте этого здания были несколько небольших магазин­чиков и мастерская.

Второй участок Московской проходит в границах улиц Спортивной и 1-й Встречной. За стадионом нахо­дятся 18 домов, имеющих адрес «улица Московская». Эта часть застроена позднее. Здесь нет ни предприя­тий, ни других крупных объектов. Дома новые, мно­го кирпичных коттеджей. Пейзаж украшают не только аккуратные жилища, но и такие мелкие детали, как, например, яркий жёл­тый деревянный орнамент на одном доме из белого кирпича.

Местные рассказали, каково обитать «по ту сторо­ну улицы»: чистый воздух, близость к центру горо­да, хорошая дорога — по их мнению, идеальное ме­сто для жизни.

Марина Карпушенко, Егор Шестопалов, «Советский район», фото авторов

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.