Гомель во второй половине XIX – начале ХХ века (историко-статистический очерк)

Редактор

«В конце 19 начале 20 века Гомель представлял собой крупной промышленный центр, не уступавший в этом отношении губернскому Могилеву.»

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А, Ефрона. СПб., 1893. – Т.9.

Прокладка Либаво-Романской и Полесской железной дорог «привлекла в город многих предпринимателей, вызвала учреждение банков, контор и заводов, а вместе с тем изменила крестьянско-обывательских характер старого Гомеля на торговых и маклерский».

Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900. – М., 1900. – С. 35.

Городская территория

Вся площадь города 1054 десятин
Заселенная ее часть 855 десятин
Территория Старого города 440 десятин
Залинейного р-на 379 десятин
Новобелицы 234 десятины

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.4

«За последние сорок лет (с 1858г.) площадь городского поселения расширилась вчетверо. Где в 40-х годах было поросшее кустарником пастбище для лошадей (овраг Гомеюк), теперь несколько сот домиков, где в 70-х ездили на лодках, пахали молотили в овинах, там сейчас бойкие центральные улицы… Православное и католическое кладбища, стоявшие в 60-х годах на окраинах, теперь очутились на многолюдных улицах в центре городской суеты, а существовавшее 50 лет назад старое кладбище – русское ( на Липовой улице против ж. д. больницы (и еврейское) у Бабушскинской школы на Троицкой улице бесследно застроены.»

Виноградов Л. Гомель… С.34-35. 1910 г.

Количество улиц и переулков

Старый город 78
Залинейного р-н 74
Ново-Белица 21

Жудро Ф.А. и др. Город Гомель… С.4

«Краса Гомеля – Румянцевская улица, протянувшаяся версты на 1,5 по Петербуго-Киевскому шоссе. В лучшей в зданиями с балконами, башнями, шпилями – хорошей архитектуры, хорошо вымощена, с широкими асфальтовыми и плиточными тротуарами. Тут сосредоточены: роскошные магазины с витринами и саженными зеркальными саженными зеркальными стеклами; всевозможные кредитные учреждения, конторы и бюро».

Жудро Ф.А. и др. Город Гомель… С.7

«… в ужаснейших условиях находится беднейшая часть жителей, которую судьба заставила поселиться в оврагах. Покосившиеся, вросшие до окон в землю, с прогнившей и провалившейся крышей, с выпученными стенами и перекосившимися оконцами, залепленными наполовину вместо стекол бумагой, хаты стоят у самого русла оврага и лепятся по его откосу, сплошь и рядом не отгороженные, без сараев и отхожих мест».

Минская газета «Северо-Западное слово» 1898 г.

Административное деление

С 1852 г.Гомель являлся уездным городом Могилевской губернии. Подобно тому, как современный город делится на районы, в дореволюционное время города Российской империи подразделялись на полицейские части. В Гомеле их было две.

I–я полицейская часть

Румянцевская улица до №25, Троицкая, Могилевская, Миллионная, Боярская, Замковая до №34, кузнечная, Гуменная, Ново-Кузнечная, Князя Паскевича, Ветреная, Фельдмаршальская, Свечная, Спасская, Полевая, Песковатая, Речицкая, Столярная, Ново-Столярная, Белицкая.

В Ново-Белице: Шоссейная, Покровская, Кореневская, Старая. При озере, за железной дорогой, 1-9 Поперечные.

Переулки: 1-й Гуменный, 2-й Гуменный, Кузнечный, Старая, Столярный, Полевой, Кладбишенский, Мохов переезд.

Площади: Соборная, Костельная, Базарная, Спасская, Сенная, Конная.

Предместье Монастырек, Овраг Спасской слободы, Спуск к пристани.

II–я полицейская часть

Улицы: Румянцевская с №25, Ирининская, Аптечная, Александровская, Липовая до №21, Садовая, Бульварная, Волотовская, Жандармская, Богадельная, Новиковская, Замковая с №34, Могилевская с №14, Гимназическая, Техническая, 1-я Госпитальная, 2-я Госпитальная, Тюремная, Ремесленная, Прудковская, Ново – Прудковская, Гоночная, Генеральская, Почтовая, Луговая, Минская, Вокзальная, Болотная, Безымянная, Гусевская, Ветковская, Артиллерийская, Рогачевская, Азиатская, Полесская, Ново-Полесская, Николаевская, Графская, Владимирская, Воронцовская, Орловская, Ярославская, Электрическая, Захарьевская, Петропавловская, Киевская, Павловская, Либавская, Московская, Одесская, Федосьевская, Андреевская, Коновальчикова, Ивановская, Алексеевская, Лещинская, Гомельская, Мефодьевская, Петровская, Михайловская, Герасимовская, Домбровская, Быховская, Немецкая, Радькина, Песочная, Песковатая, Ильинская, Любенская, Борисовская, Семеновская, Стасенкова.

Переулки: Военный, Луговской, Слесарный, Графский, Балашевский, Батарейный, Косой, Церковный, Скобелевский, Екатерининский, Мещанский, Кладбищенский.

Овраг Дедко, Под горой, за Казаком, Под горой к Прудку, на Горбах, к Саду Лавьянова.

Площади: Церковная, Конная

Однако не официальные административные единицы служили ориентирами для горожан, а исторически сложившиеся районы или чем-то выделявшиеся места, например: «Старый город», «Залинейный район», «Америка», «Азия», «Горелое болото», «Кавказ», «Кагальный ров», «Монастырек», «Самоволка», «Свисток», «Собачий ящик», «Спасова слобода» и др.
Население

В конце 19- начале 20 в. Гомель занимал 6-е место среди белорусских городов по численности населения. После Минска, Витебска, Бреста, Могилева, Гродно.

Гомель. Энциклопедический справочник. – Мн., 1991. – С.14.

Распределение жителей Гомеля по сословному признаку

Сословие 1897 год 1912 год
дворяне 1678 1001
духовенство 158 141
купечество 739 1043
мещане 24411 69291
крестьяне 9326 25323

Белоруссия в эпоху капитализма. – Мн., 1990. – Т. 2. – С.38; Весь Гомель за 1915 г. – Гомель, 1915. – С.26

Распределение жителей Гомеля по религиозному признаку

Верующие 1897 год 1912 год
православные 12390 34131
старообрядцы 1688 8440
католики 2012 1750
иудеи 20385 57450

Белоруссия в эпоху капитализма. – Мн., 1990. – Т. 2. – С.59-61; Весь Гомель за 1915 г. – Гомель, 1915. – С.27

В конце 19 века евреи в городах и местечках могилевской губернии составляли 56,6% населения. Для сравнения: Гродненская губерния – 60,2 %, Витебская губерния – 53,1 %.

Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во второй половине 19 в. – Мн., 1971.-С.81.

В 1897 г. выходцы из крестьян составляли 25,1 % всего населения Гомеля. В 1861 г. только 8%.

Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во второй половине 19 в. – Мн., 1971.-С.137.

Из 36 755 человек, составлявших население Гомеля в 1897 г. почти 11000 человек считали себя приезжими.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. Могилевская губерния. Т. 23. СПб., 1903. – таблица 7.

Грамотность среди взрослого населения Гомеля в 1897 г. составляла 48,5%

Белоруссия в эпоху капитализма. – Мн., 1990. – Т. 2. – С.67

Промышленность

В конце 19 – начале 20 века в Гомеле функционировало более 40 промышленных предприятий. «Всех фабрик и заводов подвластных фабричному инспектору – 12, других более или менее крупных предприятий – 46 (типографий – 10, трепален пеньки и льна – 7, лакокрасочных – 7 и др.)
Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.84

1915 г.

В Гомеле действовало 41 промышленных предприятий (лесопильных – 6, металлообрабатывающих – 5, лакокрасочных – 4 и др.)

Весь Гомель за 1915 г. – Гомель, 1915. – С.30

Промышленные предприятия Гомеля в основном специализировались на переработке местного сырья: сельскохозяйственной продукции, древесины и т. д.

Ведущей отраслью промышленности Гомеля в начале 20 в. была лесообработка. Самым крупным предприятием, связанным с деревообработкой, была спичечная фабрика «Везувий» в Ново-Белице. В 1913 г. на ней работало 400 человек. Продукция деревообрабатывающих предприятий сбывалась не только на внутреннем рынке России, но экспортировалась в другие страны.

В число пищевых предприятий входило 4 маслобойни, 2 мукомольно-крупяных фабрики, сахарный завод, спиртоочистительный завод, несколько пивоваренных заводов.

С прокладкой через Гомель Либаво-Роменской и Полесской железных дорог было связано функционирование железнодорожных мастерских. В 70-е годы 19 в. возникли в Гомеле Главные механические мастерские Либаво-Роменской ж. д. В этих мастерских в 1918 г. работало свыше 1500 человек.

Малые ремонтные мастерские Полесских ж.д. появились в Гомеле в 90-е годы. В 1913 г. на них работало 145 человек. Эти предприятия выполняли роль паровозовагоноремонтных заводов.

Быстро увеличивающийся спрос на сельскохозяйственные орудия, металлические изделия бытового назначения и оборудования для фабрик и заводов вызвал появление в Гомеле чугунно-литейных, машиностроительных предприятий и производств. Витебск стал одним из центров металлообрабатывающей промышленности дореволюционной Беларуси.

Металлообрабатывающая промышленность Гомеля была представлена следующими предприятиями: литейно-механическим заводом Фрумкина, чугунно-литейным заводом «Двигатель» братьев Агроскиных, чугунно-литейным заводом Дубинского. На данных заводах изготавливались детали для машин, которые использовались в винокуренном, лесопильном, маслобойном и др. производствах. Деятельность металлообрабатывающих предприятий значительно оживилась в годы Первой мировой войны, когда они стали выпускать снаряды, бронированные втулки и прочее.

1900 г. Численность рабочих в Гомеле

Железнодорожники 1440
Рабочие лесообрабатывающих предприятий 435
Рабочие пищевой промышленности 55
Типографские рабочие 55

Бич. М.О. Рабочее движение в Белоруссии в 1861 -1904 гг. – Мн., 1983. –С.23

Мелкотоварное производство развивалось в Гомеле на рубеже двух веков главным образом за счет сферы услуг. Число ремесленников в Гомеле в 1900 году превышало 4,4 тыс. человек, 3,1 тыс. из которых относилась к наемным рабочим.

Бич. М.О. Рабочее движение в Белоруссии в 1861 -1904 гг. – Мн., 1983. –С.23

В 1910 г. в Гомеле насчитывалось более 500 ремесленных мастерских (портняжных – 127, сапожных -120, слесарных – 29, столярных – 21, кровельных – 20 и др.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.85

Сфера обслуживания г.Гомеля была представлена следующими предприятиями:

1910 г.

Предприятия общественного питания
(рестораны, трактиры, столовые и пр.) 34
Гостиницы и постоялые дома 33
Аптеки и аптечные магазины 27
Конка-линейка 1
Контора дилижансов 1
Похоронные конторы 3
Бани 2

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.70 -74.

Только по неполным данным в 1915 г. на Румянцевской улице насчитывалось около 30 различных мастерских (по пошиву одежды – 11, парикмахерских – 6, фотографий -4 и др.

К услугам гомельских ремесленников прибегали не только горожане, но и жители близлежащих деревень. Ремесленные изделия часто успешно конкурировали с фабричными, так как были дешевле и пользовались широким спросом у крестьян.

Торговля

Торговый оборот Гомеля в начале 90-х г. 19 в. составлял примерно 5,5 млн. руб. (в 70-80 гг. около 2 млн. руб. На Гомельский уезд приходилось одна треть всего торгового оборота Могилевской губернии.

Бейлькин Х. Гомель в эпоху капитализма // Гомельскія ведамасці. -1992. – 1 жніўня.

В начале 90-х годов 19 в. 72% всего торгового оборота Гомеля приходилось на 250 крупных и средних купцов и только 27,3% на мелких торговцев.

Бейлькин Х. Гомель в эпоху капитализма // Гомельскія ведамасці. -1992. – 1 жніўня.

1910 г.

В Гомеле функционировало свыше 1 тысячи торговых заведений (бакалейная торговля – 180, мучная и хлебная торговля – 47, мануфактурная – 58, галантерейные лавки – 36, мясная торговля – 35 и др.)

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.70 -74

В 1915 г. только на Румянцевской улице находилось более 60 различных магазинов и магазинчиков (мануфактурно-суконных – 6, готового платья -.6, галантерейных – 5, по продаже писчебумажных, музыкальных и фотографических принадлежностей – 14 и др.)

«Из общего обзора торговой деятельности города Гомеля усматривается, что обширный рынок по ввозу и вывозу товаров, размеры торговых оборотов и широко организованная посредническая деятельность агентурно-комиссионных контор, делают его торговым центром для южной и юго-восточной частей Могилевской, юго-восточного района Минской и северо-западной части Черниговской губерний и важным транспортным пунктом на линиях движения грузов с юга на север, и с запада на северо-восток. По размерам этого движения Гомель занимает 6-е место среди городов, расположенных на Днепре выше порогов.»

Памятная книжка Могилевской Губернии за 1914 г. –Могилев, 1915. – С. 27-28.

В Торговле Гомеля на рубеже двух веков значительная роль принадлежала трем ярмаркам: Васильевской (январской), Троицкой, Воздвиженской (сентябрьской). Самой крупной из них была Васильевская.

Объем привозимой и реализуемой на ярмарках продукции их года в год возрастал. В начале 60-х годов 19 вера на гомельские ярмарки было привезено товаров на 390 тыс. руб., а уже в 1891 г. – на 501 тыс. руб. В 1910 г. оборот трех ярмарок составил 5 млн. руб.

В гомельских ярмарках участвовали купцы из белорусских губерний, центральных районов России, из-за границы. Из русских губерний в Гомель привозились шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые ткани, меха, металлоизделия, форовая и фаянсовая посуда, хрусталь, стекло и др. товары. Из-за границы доставлялись кофе, чай, изюм, миндаль, рис, табак и др. товары. Белорусские купцы торговали на них салом, рыбой, выделанными кожами, грибами, льняными и пеньковыми товарами, скотом.

Некоторая часть прибывавших в Гомель товаров предназначалась не для местного потребления, а растекалась по населенным пунктам прилегающих губерний. Таким образом Гомель выполнял функции одного из крупнейших на территории Беларуси центров распределения товаров, поступавших по железным дорогам.

К началу 20 века Васильевская ярмарка превратилась в лесную биржу, которая обслуживала потребности юга России.

« … на новогодней ярмарке устанавливались цены на лес для всего юга России. На эту ярмарку съезжается такая масса лесопромышленников и комиссионеров, что плата за номер в гостиницах поднимается до 10-15 руб. в сутки. Биржей служит Румянцевская улица. Тут под открытым небом на сильном морозе производятся всевозможные сделки и заключаются контакты».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.76

«Хлебная торговля представляет также важный предмет ввоза и транзита. Ежегодно через Гомель проходят миллионы пудов муки пшеничной, ржаной и хлебного зерна. Муку получает Гомель с юга, часть ее отправляет вверх по Сожу, а часть перегружается на Либаво-Роменсую и Полесские железные дороги.»

Гомель и его уезд. Справочный сборник на 1915 г. – Гомель, 1915. – С.28.

Помимо ярмарок в Гомеле еженедельно проводились и базары, на которых реализовывалась в основном сельскохозяйственная продукция. На рубеже двух столетий в Гомеле функционировало несколько таких базаров: на Соборной, Конной площадях и в районе Спасовой слободы.

Наиболее крупные базары проводились на Соборной площади. Здесь находился гомельский гостиный двор (119 лавок, 61 шкафчик, 185 рундуков, 100 столиков).

«Соборная площадь не вымощена, между тем на ней три раза в неделю бывает большой торг. Крестьяне привозят сюда продавать живность, сельскохозяйственные продукты и разные кустарные изделия. Поэтому вся площадь бывает буквально запружена возами, лошадьми, народом. В сухую погоду вся эта масса подымает ужасную пыль, а в сырую – месит по колено липкую грязь…»

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.71

Репутация Гомеля как значительного торгового центра способствовала привлечению сюда иногородних фирм. Среди них: фирма Гуревича и Быховского, занимавшаяся скупкой кож (оборот 1 млн. рублей в год); фирма Гринблата, экспортировавшая кожи за границу; фирма Юделевича, специализировавшаяся на экспорте льна и пеньки в Германию и Австро-Венгрию. Особый интерес накануне Первой мировой войны местные и зарубежные фирмы проявляли к продукции из льна. В 1912 г. вывоз льна из Гомеля составлял 10% от всего вывоза Беларуси.

Гомельская торговля на рубеже 19-20 в. характеризовалась следующими особенностями:

  • практически полностью она находилась в руках евреев;
  • предметом торговли была продукция, в основном рассчитанная на непритязательный вкус покупателей;
  • она велась главным образом в кредит по векселям;
  • решающую роль в гомельской торговле играли оптовики.

«Все торговцы этого района получают товары от оптовиков и негоциантов, которые по своему усмотрению одни товары распространяют, популяризируют, а другие, бойкотируют. Фабриканты и заводчики находятся в их руках. Почти все фирмы отдали свои изделия просто на откуп представителям комиссионерам; фабрика или завод не имеют права на один грош отпустить своих изделий помимо представителя».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.69

Оптовики и посредники прочно держали под своим неослабным контролем торговлю в Гомеле, наживали огромные состояния, придавали торговле одностороннее уродливое направление.

Кредитные учреждения

Развитие промышленности и торговли, накопление значительных денежных средств не могли не привести в Гомеле к появлению кредитных учреждений. Ы 1861 году был открыт в Гомеле городской общественный банк. Чуть позже возникло Общество взаимного кредита. Но этого было явно недостаточно, поэтому местные промышленники и торговцы вынуждены были обращаться в отделения Государственного банка в Вильно, Минске, Могилеве, Бресте и других городов.

В начале 90-х годов 19 века в Гомеле функционировали отделения Виленского и Минского коммерческих банков.

В начале 20 в. в городе кредитные операции осуществляли отделения Виленского, Минского, Северного, соединенного коммерческих банков. Кроме вышеперечисленных учреждений в Гомеле существовало более десяти частных банков и дисконтеров.

Транспорт

В 1901 г. В Гомель по железной дороге было доставлено 3 млн. пудов различных грузов, рекой – 1 млн., гужевым транспортом 150 тыс. пудов.

Бейлькин Х. Гомель в эпоху капитализма // Гомельскія ведамасці. -1992. – 1 жніўня.

1910 г.

В билетных кассах г. Гомеля было куплено 463 112 железнодорожных билетов:

1 класса 737
2 класса 128 874
3 класса 244 423
4 класса 89 078

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.67

1910 г.

Пароходное сообщение

1 Гомель – Лоев — Киев 328 верст
2 Гомель- Пропойск 148 верст
3 Гомель — Ветка 22 версты
4 Гомель–Попова Гора — Хотимск 173 версты

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.2

Речные пассажирские перевозки осуществлялись колесными пароходами, которые принадлежали акционерным обществам и частным лицам. Пароходы плавали под самыми разнообразными названиями: «Гомель», «Гетман», «Вече», «Миротворец», «Прогресс», «Рогачев», «Мир», «Восход», «Беседь», «Чикаго», «Решительный», «Деловой».

Основным видом транспорта в Гомеле на рубеже двух веков был гужевой. Велосипеды служили преимущественно для развлечений, а несколько автомобилей не могли составить традиционному виду транспорта сколько-нибудь серьезную конкуренцию.

Собственные выезды имела только городская аристократия, главным образом проживающие в городе дворяне. Наиболее состоятельные горожане нанимали экипажи первого класса на резиновом ходу.

1910 г.

Пассажирские перевозки в Гомеле обеспечивали около 300 извозчиков.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.3

Деловую жизнь города начала 20 века трудно представить без ломовых извозчиков, которых в Гомеле насчитывалось 130 человек и занимались они перевозкой грузов. Кроме того, лошадей держали многие жители окраин.

Торговая и промышленная жизнь города становилась все активнее, быстро росла его территория. Это требовало общественного транспорта.

С начала 20 в. от пожарной каланчи, что располагалась на Соборной площади, в Новую Белицу стала регулярно ходить конка-линейка, перевозившаяся по 20-30 человек.

С 1901 г. общественность города неоднократно предпринимала попытки сооружения в Гомеле целой сети линий электрического трамвая. Правительством было выдано разрешение на его строительства, но эта инициатива та и не воплотилась в жизнь.

Коммунальное хозяйство

«Город Гомель является большим имущественным собственником. Имущество его заключается главным образом в городских зданиях и землях».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.61

В начале 20 в. городу принадлежали следующие здания: здание городской Думы, ночлежный дом на Сенной площади, помещения которого арендовались многими правительствами учреждениями, 226 торговых лавок в разных районах города, здания мужской гимназии, общественного банка, больницы, казармы, воинский сборный пункт, пожарный дом, скотобойня и водопроводные сооружения.

1910 г.

«По сведениям управы, город владеет 3175 десятин, но из другого источника мы знаем, что городские владения простираются до 3357 десятин.

Земля эта представляет из себя 434 десятины пахотной, 1682 десятины выгону, 224 десятины заливного сенокоса по Сожу, 785 десятин лесу 232 десятины неудобной».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.62

« В отношении внутреннего благоустройства Гомель только начинает пробуждаться. Самые крупные культурные приобретения его — освещение и водопровод».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.15

Освещение

Первые керосиновые фонари были установлены в Гомеле в 1872 г. В 1911 г. Гомель освещался «92 керосиновыми калильными фонарями и 300 простыми керосиновыми лампами».

Только 14 фонарей было установлено в «Залинейном районе». На один фонарь в Гомеле приходилось 166 м улиц.

Сравни: Петребург – 24 м., Гродно – 137 м., Минск – 441 м.

Экономика Белоруссии в эпоху капитализма 1900 – 1917 гг. Мн., 1963. – С. 184.

Электорэнергия стала использоваться в Гомеле с 1900 г. для освещения дворца и парка князя Паскевича. Чуть позже в городе были сооружены локомобильная электростанция с двумя машинами по 25 лошадиных сил каждая с генераторами постоянного тока напряжением 220 В (на углу улиц Фельдмаршальской и Замковой) и дизельная электростанция мощностью 100 лошадиных сил (угол улиц Румянцевской и Аптечной). Эти электростанции обеспечивали электроэнергией дома и учреждения вышеназванных и прилегающих улиц.

Водопровод

Строительство водопровода в Гомеле было начато в 1874 г., когда на берегу р.Сож при дворце им Паскевича была установлена водокачальная машина. С 1904 г. она стала городской собственностью. С 3 июня 1990 г. в Гомеле начал функционировать водопровод, протяженностью более 12 км, к 1917 г. он увеличился вдвое.

Основные характеристики Гомельского водопровода

Среднесуточная подача воды 0,3 тыс. м3 воды
себестоимость 14,5 копеек за 100 ведер
Продажная цена 25 копеек за 100 ведер
% обслуживаемого населения 17%
Сравни: Гродно 41%
Могилев 12%

Экономика Белоруссии в эпоху капитализма 1900 – 1917 гг. Мн., 1963. – С. 184.

Водопроводом в 1989 г. в Гомеле пользовалось 22 домовладельца. В 1910 г. – уже 152.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.16

Таким образом, водопроводной сетью обслуживалась незначительная часть гомельчан. Основная же масса вынуждена была пользоваться водой худшего качества – из рек и колодцев. Охраны речных водоемов от загрязнений не существовало. В реку в больших количествах попадали всевозможные нечистоты – отходы промышленных предприятий, прачечных, бань и т.д.

Колодезная вода также не отвечала элементарным санитарным требованиям. В большинстве случаев в колодцы вода поступала из верхнего слоя, располагались они, как правило, вблизи жилых построек, скотных дворов, прачечных и т.д.

Начало 20 века

Гомельская городская прачечная – «… рассадник микробов и зловония … там принимается в мойку белье из местных лазаретов… там работает до 10 человек, каждый из них выливает до 10 котлов в день разной грязи и помоев прямо во дворе и даже на улице, каковые нечистоты летом не высыхают, а зимой не замерзают и образуют страшное зловоние».

Экономика Белоруссии в эпоху капитализма 1900 – 1917 гг. Мн., 1963. – С. 184.

Канализация

В Гомеле, как и в других городах Беларуси, до революции канализационных систем не существовало. Удаление нечистот из каменных домов производилось частными лицами, а на окраинах – самими жителями. Естественным канализационным коллектором для большей части домовладельцев Гомеля служила река Сож.

Скотобойни

Городская скотобойня была основана в 1901 г. на базе частной скотобойни. «Городской думой много сделано по надзору за мясной торговлей, для чего построены городские бойни, обошедшиеся в несколько десятков тысяч, но зато образцовые по санитарной постановке».

Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900. – М., 1900. – С. 36.

«Скотобойня находится за рекой Сожем, недалеко от Белицы. На ней убивается до 12 т. крупного и до 10 т. Мелкого скота. За аренду скотобойни город получает аренды 27 770 рублей и кроме того 4 440 рублей от арендаторов идет на служебный персонал: двух врачей, двух ветеринарных фельдшеров, двух микроскописток и двух служителей.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.62

Телефонная сеть

В конце 19 в. в Гомеле, как и в других белорусских городах, в дополнение к почтовой связи появилась телефонная.

1910 г.

длина телефонных коммуникаций 303 версты
количество абонентов
295 человек
годовая абонентская плата 49 руб. 50 коп.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.18

Городская застройка. Жилой фонд

В конце 19 – начале 20 в. городская застройка Гомеля, как и других городов Беларуси, была в основном деревянной, и только в центре находились каменные дома повышенной важности.

1910 г.

Количество домовладений в Гомеле

каменных 347
деревянных 4467
смешанных 293
В том числе Старый город:
каменных 335
деревянных 2837
смешанных 255
Залинейный район:
каменных 6
деревянных 870
смешанных 31
Новая Белица:
каменных 6
деревянных 484
смешанных 10

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.6.

Жилой фонд

«Всех домовладений (жилых) в Гомеле, по полицейским данным 5986, в том числе каменных 225, деревянных 5698 и смешанных 63. Железом крыто 4757 строений, деревом — 1228, черепицею -1.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.62.

Экономический подъем, наблюдавшийся в России в начале 20 в., сопровождался строительным бумом. Шла усиленная застройка городских окраин на юге, юго-западе, западе, северо-западе и севере Гомеля.

Гомельские богачи охотно вкладывали свои средства в сооружение доходных домов – многоквартирных жилых зданий, предназначавшихся для сдачи в наем. Доходные дома являлись постоянными и надежным источником получения прибыли в отличие от промышленных и торговых предприятий, дававших прибыль в зависимости от конъюнктуры рынка. Особенно прибыльными были постройки в центре города. В 1912 г. в Гомеле насчитывалось 20 домовладений с доходностью недвижимого имущества более 5 тыс. рублей.

Группировка жилых зданий в Гомеле по доходности

1897 год 1912 год
Менее 10 руб. 237 104
От 10 до 100 руб. 1786 361
От 100 до 300 руб. 825 1020
От 300 до 1000 руб. 212 434
От 1000 до 5000 руб. 72 149
От 5000 руб.и выше — 20

Экономика Белоруссии в эпоху капитализма 1900 – 1917 гг. Мн., 1963. – С. 175.

Каменные дома стоили очень дорого, и далеко не все горожане могли приобрести или построить их. Однако владеть каменным домом считалось престижно, поэтому часто стремились, чтобы постройка имела вид каменной. Для этого использовали штукатурку снаружи и внутри здания, а также обкладывание строения кирпичами. Со второй половины 19 века для жилой застройки Гомеля стали характерны так называемые смешанные дома, у которых первый этаж был каменным, а второй – деревянным.

Совсем по-иному застраивались городские окраины. Каменные дома там были редкостью. Жилье мещанских и рабочих окраин носило полусельский характер. Большинство гомельских наемных рабочих жило в частных домах, которые зачастую не имели даже деревянного пола, или в бараках.

Если в центре города зажиточные горожане, прежде чем строить многоэтажные дома, покупали землю, то на окраинах строительство велось преимущественно на арендованных землях. Приобретение земельной собственности не могли себе позволить даже средние слои.

Застройка в Гомеле в начале 20 в., особенно на окраинах, велась стихийно. Строительство сопровождалось нарушением планировки и санитарных норм, характерным явлением была скрученность застройки. К домам на окраинах невозможно было подвести дрова, подъехать в случае пожара.

Квартиры

Квартиры в домах, предназначенных для зажиточных горожан, отличались уютом и удобством. По своим удобствам такие жилища практически ничем не отличались от современных. Они были снабжены центральным водяным отоплением, электроосвещение, ванными и телефонами. Квартиры украшали выложенные узорчатой кафельной плиткой камины, дорогостоящие ковры, мебель, настенные часы. В быт горожан начали входить граммофоны, пианино и др.

Большинство мещан имели свои дома с 1-2 небольшими комнатками. В среднеобеспеченных семьях можно было увидеть швейную машину, металлическую посуду, самовары, висячие керосиновые лампы с абажуром, гитары.

Со второй половины 19 в. в интерьерах горожан появляются застекленные полки и шкафчики для посуды (особенно чайной). Выставление ее напоказ стало характерной чертой городского быта и было связано с распространением обычая чаепития. Для внутреннего убранства домов горожан было также типично украшение стен картинами религиозного и светского содержания на различные сюжеты: рисунки на общественные и патриотические темы, иллюстрации к народным песням и сказкам, вырезки из журналов мод, лубочные картины. В интерьерах домов горожан-старообрядцев отсутствовали часы, самовары и другие предметы, которые издавали звуки, шипение и т.п.

1910 г.

Среднегодовая стоимость квартир в Гомеле

Более 6 комнат 600-1000 руб.
4-6 комнат 300-600 руб.
Менее 4 комнат 12-240 руб.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.17.

Стоимость квартир, состоящих из 1-3 комнат в Гомеле с 1904 по 1910 гг. возросла на 95,6%

Экономика Белоруссии в эпоху капитализма 1900 – 1917 гг. Мн., 1963. – С. 178.

В семейном бюджете наемных рабочих расходы на питание и жилье составили почти ⅔ заработка.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.17.

Улицы

«Мостовые, бульвары… в нем таковы же, как и в большинстве наших не только уездных, но и губернских городов».

Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900. – М., 1900. – С. 36.

В 1879 г. в Гомеле были замощены центральные улицы. Однако подавляющая часть улиц, особенно на окраинах, оставалась неблагополучной. Общая протяженность замощенных улиц в 1910 г. составляла около 16 км, что составляло всего лишь 25 % от общей протяженности всех гомельских улиц. Главная улица города – Румянцевская имела плиточное, цементное и асфальтовое покрытие, остальные улицы – простое деревянное.

«… в городе много садов и почти все главные и второстепенные улицы высажены деревьями».

Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142 – 1900. – М., 1900. – С. 86.

Кроме прекрасного парка князя Паскевича, расположенного в живописном месте, на берегу р. Сож, в городе было 4 общественных сада, общей площадью около 6 десятин: «бульвар» (современный) «Пионерский сквер» по ул.Советской), «Гоголевский сад» (сквер им.Дзержинского), «Максимовский сад» (район стадиона «Гомсельмаш» и «сквер» (район современного Комсомольского сквера).

Большинство улиц окраин весной и осенью превращались в непролазное болото. Никогда не высыхающие ямы с водой служили местом свалки нечистот, обветшалой утвари и одежды.

«В углу между Фельдмаршальской (совр. Пролетарская) и Замковой (совр. пр. Ленина) улицами, лежит во всей неприглядной наготе известный гомельский ров, где в полуразвалившихся лачугах ютится беднота – калеки и нищие, с их грязью вонью и постоянными эпидемиями».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.11.

«Генеральская улица, не смотря на свое громкое название так грязна, что весной и осенью по ней нет «ни пешему проходу, ни конному проезду».

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.15.

Заработная плата (руб. в год)
Служащие в управлении железной дороги 3600
Врач 2400
Инженер на железной дороге 1800
Учитель гимназии 800
Кондуктор 480-600
Машинист на железной дороге 450-525
Фельдшер 420-600
Акушерка 420
Государственные служащие низших разрядов 300-360
Учитель начальной школы (муж.) 300
Телеграфист 300-360
Слесарь 246-259
Токарь 206-259
Кузнец 172-201
Чернорабочий 144

Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во второй половине 19 в. – Мн., 1971.-С.126-127.

Ремесленники в конце 19 в. зарабатывали 3-6 руб. в неделю, сапожники и портные – 5-6 руб.

1911 г.

Годовая заработная плата мужской прислуги составляла 180 -400 руб., женской 60-180 руб.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.17.

1910 г.

Цены на товары первой необходимости (за 1 фунт)
Хлеб ржаной 3 — 3,5 коп.
Хлеб пшеничный 5 -6 коп.
Мясо 12 – 16 коп.
Сахар 15 коп.
Соль 1 — 1,25 коп.
Сажень дров 18- 22 руб.
Керосин 3,3 — 5 коп.

Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгяло Д.И. Город Гомель.// Записки Северо-Западного отдела императорского Русского Географического общества. – Вильна, 1911.- С.17.

Начало ХХ века
Граммофон и патефон до 250 руб.
Пишущая машинка от 75 руб. и выше
Велосипед от 75 руб. и выше
Швейная машинка от 22 до 35 руб.

Шибеко З.В., Шибеко С.Ф.Минск: Страницы жизни дореволюционного города. – Мн., 1990. – С.320.

Стоимость обучения (руб. в год)
7 классная женская гимназия В.А. Копиш
младший подготовительный класс 40
старший подготовительный класс 60
остальные классы 100
Частная мужская еврейская гимназия А.Е. Ратнера
Подготовительный класс 80
1 — 2 классы 120
3 — 4 классы 140
5 — 6 классы 160
7 — 8 классы 180

Гомель и его уезд. Справочный сборник на 1915 г. – Гомель, 1915. – С.28.

Стоимость одного дня проживания в гостиницах Гомеля
«Москва» от 50 коп. до 3 руб.
«Гранд-Отель» от 60 коп. до 3 руб.
Меблированные комнаты
«Пассаж» от 50 коп. до 4 руб.
«Савойя» от 1 руб. и дороже

1911 г.

Стоимость годовой подписки на газету «Гомельское слово» составляла 3 рубля.

А.С.Кузьмич, 2008

Библиография:

  • Абезгауз, З. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во второй половине 19 в.- Мн.,1971.
  • Бейлькин, Х. Гомель в эпоху капитализма //Гомел. вед.-1992-1 жн.
  • Белоруссия в эпоху капитализма.- Мн., 1990.-Т.2.
  • Бич, М. Рабочее движение в Белоруссии в 1861-1904гг.- Мн., 1983.
  • Весь Гомель за 1915 г.: справочник.
  • Виноградов, Л. Гомель: его прошлое и настоящее:1142-1900.- Гомель, 1992.
  • Гомель: Энцикл. справочник.- Мн.: БелСЭ,1990.
  • Гомель и его уезд: справочный сборник на 1915 год.- Гомель, 1915.
  • Жудро, Ф., Сербов, И., Довгялло, Д. Город Гомель //Записки Северо-Зап. отд. импер. Русского геогр. о-ва — Вильна, 1911.
  • Памятная книжка Могилёвской губернии за 1914 год.
  • Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. Могилёвская губерния.-Т.23.- СПб., 1903.
  • Северо-Западное слово: минская газ., 1898.
  • Экономика Белоруссии в эпоху капитализма.1900-1917.- Мн., 1963.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.- СПб., 1893.- Т.9.
Поделиться: