Как начиналась Новая Белица (ч. 6)

VI. 1914-1916 годы

Гомель и Новая Белица, как предместье последнего, с самого начала первой мировой воины начали приобретать черты прифронтового города или, скорее, города ближнего тыла. На западной окраине Гомеля, на развилке современных улиц Богдана Хмельницкого, Речицкое шоссе, Барыкина, были поставлены орудийные расчёты на случаи внезапного прорыва немцами фронта. В самом городе начались подготовительные работы для приёма и размещения раненых, для расселения беженцев. В Гомеле был основан патриотический благотворительный фонд в помощь фронту. Фонд основали по инициативе и при непосредственном участии последней гомельской княгини Ирины Ивановны Паскевич. Хозяйка города фактически финансировала строительство добротного кирпичного госпиталя вблизи княжеского парка над Сожем по улице князя Паскевича (современная Комиссарова). Однако раненые стали прибывать в Гомель сразу и в большом количестве. Необходимо было срочное сооружение нескольких временных госпиталей. В городе их строить было негде, поэтому выбор пал на пригород Новую Белицу.

От основной линии Либаво-Роменской железной дороги прямо на юг параллельно улице Коренёвской начали прокладывать железнодорожную ветку. Поскольку между Коренёвской улицей и глухим Коренёвским лесом было сплошное болото, то сначала делали насыпь, а потом уже клали рельсы. Ветка вела в сторону сооружённых на скорую руку госпиталей. Всего их было восемь. Госпитали № 1, 2, 3 находились в так называемых дачах Цейтлина, Шура и Ливянта (предприниматели, владевшие определённым количеством земли, которая сдавалась в аренду). Госпиталь №4 находился на месте современного старого корпуса госпиталя инвалидов войны на нынешней улице Ильича. Госпиталь №5 располагался на правой стороне Шоссейной улицы, позже в нём разместили новобелицкую приходскую школу. Госпитали № 6, 7, 8 размещались в самом конце железнодорожной ветки, на опушке леса. Интересно, что госпиталь №8 представлял собой четыре большие землянки, в одной из которых находилась православная церковь. Вдоль железнодорожной ветки на месте окончательно осушенного лишь в 20-е годы болота выросла безымянная улочка. В 1927 году она получила наименование в честь П. Л. Войкова, советского дипломата, полпреда СССР в Польше, убитого в июне 1927 года в Варшаве русским белогвардейцем.

В первые месяцы войны в Новой Белице были размещены обоз (тыловое хозяйство) Варшавского военного округа, четвёртый коренной (вагонный) парк, вторая тыловая мастерская (все они размещались в районе спичечной фабрики, а под мастерскую был отдан гвоздильный цех предприятия Витенберга; к фабрике, кстати, тоже была подведена железнодорожная ветка). В районе современной улицы Свердлова, где в 1914 году был луг, называвшийся дачами Полякова, разместили орудийные склады. Сама же улица Свердлова, как и соседние с ней улицы этой части нынешней Новой Белицы (Бабушкина, Пугачёва, Луначарского и другие), начали формироваться в 20-е годы. Застройка была вначале беспорядочной, сплошной и отнюдь не напоминала контуры улиц. Интересно, что жители более старых районов Новой Белицы обозначали все эти хаотично и вперемешку размещённые дворы одним очень ёмким, метким, образным, хотя и несколько обидным наименованием — Собачий ящик. Но самое главное заключалось в том, что застройка и формирование этой, северо-восточной части Новой Белицы были обусловлены войной. В Новую Белицу и Гомель вместе с обозами, тыловыми хозяйствами, мастерскими, вагонными парками, госпиталями переместилось и большое число беженцев из западных районов Белоруссии. Вновь прибывавшие люди, а среди них, кроме обыкновенных беженцев, были и железнодорожные рабочие и служащие, эвакуированные вместе с хозяйством, расселялись во временных лагерях, но уже в 1915-1917 годах многие из них начали занимать и застраивать свободные земли за линиями Либаво-Роменской и Полесской железных дорог. После бурных революционных лет и гражданской войны часть переселенцев (главным образом, поляки) возвратилась в свои родные места, но те, что остались, в значительной степени пополнили коренное население Новой Белицы и Гомеля (в городе переселенцы селились к западу от Батарейной улицы, застраивая неофициально называемый ныне Западный район).

Наше историческое повествование подошло к концу, хотя мы и понимаем, что в истории Новой Белицы остается ещё много непонятного, забытого или полузабытого. Это касается не только истории далёкой, но и новой, послереволюционной истории этого своеобразного поселения края, тесно связанного с древним Гомелем. В данный момент мы можем лишь сказать, что продолжаем поиски и надеемся уяснить происхождение буквально каждой новобелицкой улицы. Тему же, обозначенную в заголовке, — «Как начиналась Новая Белица» — в той мере, в какой позволили имеющиеся у нас материалы, мы раскрыли. Для нас теперь очевидно, что накануне 1917 года границы Новой Белицы фактически были следующими: на юге — улицы Белоусовская (Ленинградская), Слободская (Достоевского) и Самоволка (Будённого); на востоке — улица Коренёвская (Урицкого); на северо-востоке — линия железной дороги. Это — историческая часть, центр «старой» Новой Белицы. В наших планах — рассказ о развитии этого района Гомеля в послереволюционный период.

Александр Рогалев

Р. 5. Автор выражает благодарность старожилу нашего города, уроженцу Новой Белицы Александру Григорьевичу Сороколетову, являвшемуся нашим консультантом в процессе написания очерка.

Вечерний Гомель, 19 ноября 1991