Новые этюды старого города: Залинейный

Залинейный район, который находился за линией железной дороги по отношению к центру города, начал формироваться в 80-х годах XIX века, когда на Полесской аллее были сооружены три огромных барака для проживания железнодорожных рабочих, так как к этому времени Гомель становится крупным транспортным узлом.

К 1910 году от железной дороги на запад от улицы Стасенковской (затем – Будённого, ныне Барыкина) до улицы Полесской протянулось порядка двух десятков улиц (пересекающих их поперечных улиц было значительно меньше), которые завершались своеобразной объездной дорогой (затем – улицей Батарейной, ныне – Б. Хмельницкого). Названия улиц приблизительно можно разделить на две основные группы. Одна группа носила названия городов Российской империи – Московская, Одесская (ныне – Рокоссовского), Киевская, Екатеринославская (ныне – Гомельская), Орловская (ныне – Воровского).

К другой основной группе можно отнести такие улицы, как Андреевская (ныне – Украинская), Федосеевская (ныне – Циолковского), Герасимовская (ныне – Н. Островского), Петровская (ныне – Бакунина), Алексеевская (ныне – Бочкина). По версии известного гомельского историка, доктора филологических наук, профессора Александра Рогалева, в названии этих улиц лежали имена или фамилии первопоселенцев. Так, в конце XIX века один из железнодорожных служащих почти у самой дороги построил большой дом для своих сыновей Андрея и Федосея, по внешнему виду напоминающий букву «Г». В дальнейшем от этого дома в разные стороны сформировались две улицы – Андреевская и Федосеевская.

Основными объектами, или достопримечательностями Залинейного района тогда были основанные в 1874 году главные механические мастерские Либаво-Роменской железной дороги (затем, с 1929 года, – паровозовагоноремонтный завод, далее – ВРЗ, а ныне – ВСЗ) и Гомельское вагонное депо (прообраз которого имел место быть с 1873 года в виде вагонного сарая), на которых (а также на железнодорожном вокзале) и работала основная часть жителей района.

По наличию учреждений досуга и образования выделялась Банная аллея (не так давно её, уже достаточно усечённую, переименовали в улицу Банную) с её тополями, липами и простором, на котором находились две школы-семилетки (мужская и женская) и Либавская баня (куда приходили мыться со своими тазиками). Кроме этого, в 30-е годы здесь находился цирк, где выступали акробаты-лилипуты и борцы, все исключительно накачанные, блестящие от масел и, конечно, для таинственности в масках.

Важное для района событие произошло 19 июня 1927 года. Состоялось официальное открытие стадиона железнодорожников с трибунами на 5000 мест (строительство началось осенью 1925 года на заболоченной местности после проведения дренажных работ). На стадионе, кроме футбольного поля, беговой дорожки и трибун, в три ряда были построены по две волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты, площадка для ручного мяча, 25-метровый тир, площадки для городков, летний душ, открытая эстрада и спортивный зал.

На многие годы стадион, который после образования в 1936 году добровольного спортивного общества железнодорожников «Локомотив» получил своё название, стал центром не только спортивной, но и культурной жизни района. Здесь играли в футбол и организовывали другие соревнования, здесь с удовольствием проводили время жители района, и не только на праздниках и массовых гуляньях. В августе 1936 года на «Локомотиве» была открыта первая в БССР детская железная дорога. Танк-паровоз АЛКО (серии В) возил детишек в двух мини-вагончиках с двумя остановками: «Радостная» и «Счастливая» – на дистанции полкилометра. Появилась и парашютная вышка. С 1953 года на стадионе работал кинотеатр, который, естественно, был очень востребован жителями района.

Именно на этом спортивном объекте (после реконструкции вмещающем десять тысяч зрителей) в 1959 году провёл свой первый матч в чемпионате СССР по футболу гомельский «Локомотив» (ныне – «Гомель»). Здесь прошёл и знаменитый концерт Муслима Магомаева (опоздавшего на первый концерт дня и в итоге выступавшего почти перед 20-ю тысячами зрителей), когда он едва унёс ноги от своих восторженных поклонников. Говорят, что в некоторых домашних коллекциях раритетов до сих пор хранятся пуговицы и кусочки материи от его растерзанного пиджака.

Ещё в период строительства стадиона в середине 20-х годов прошлого века здесь были посажены около сотни каштанов, пирамидальных тополей, акаций и лип. Некоторые из выросших деревьев сохранились до наших дней и сейчас радуют нас своей красотой. Некоторые погибли во время войны и в послевоенное время. В том числе и после строи­тельства на этом месте современного культурно-спортивного комплекса «Локомотив».

На улице Одесской (ныне – Рокоссовского) в доме №61 с 7 декабря 1943 года по 10 апреля 1944 года размещалась оперативная группа штаба 1-го Белорусского фронта. В этом же доме жил и сам Константин Рокоссовский.

Время неумолимо меняет всё вокруг. Уже в 60–70-е годы прошлого столетия в Залинейном были построены два новых кинотеатра – «Октябрь» и «Ракета», несколько медицинских и школьных учреждений, магазинов, а также здание военкомата. Ещё в 80–90-е годы мои знакомые, проживающие на Фестивале, любили доехать до остановки «Локомотив», а затем уютными тенистыми и зелёными улочками пройти до пешеходного моста, а далее через железнодорожные пути к вокзалу и центру города. Другой пеший маршрут был от кинотеатра «Октябрь» через широкую зелёную зону улицы Островского и Мохов переезд на Центральный рынок.

В настоящее время в районе по-прежнему работает только один кинотеатр – «Октябрь». Здесь находятся два востребованных рынка – строительно-хозяйственный на Украинской около Мохова переезда и авторынок «Бакунинский». Открылись новые небольшие магазины, заиграли новыми красками школы и детские сады, но в целом, несмотря на появление то тут, то там небольших особнячков и асфальтированных дорог, частный сектор района не очень сильно изменился. Здесь всё так же уютно, зелено и неспешно.

Сергей Вершинин, фото: Анна Пащенко

Гомельские ведомости, 3 ноября 2022

Метки: