Последний приют (часовня-усыпальница Паскевичей)

Совсем скоро в Гомеле начнётся реставрация фамильной часовни-усыпальницы семейства Паскевичей.

Идея создания родового склепа с часовней принадлежала сыну генерала-фельдмаршала И. Ф. Паскевича Фёдору Ивановичу, который владел Гомельским имением с 1856 по 1903 годы. О его особом отношении к городу говорит множество фактов, связанных с благотворительной деятельностью, в результате чего в 1888 году Ф. И. Паскевич стал почётным гражданином Гомеля.

Прежде чем начать возведение этого сакрально-культового сооружения, нужно было получить разрешение на эксгумацию и перевозку в Гомель останков родителей Фёдора Ивановича из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилёвщине. Во-вторых, решались вопросы о дозволении построить фамильную часовню с кладбищем на месте примыкавшей к княжескому парку и приобретённой у собора Петра и Павла городской земли. По условиям купли оговаривалось, чтобы «на всём этом пространстве князь имел бы право хоронить членов своего семейства уже умерших и вновь умереть могущих с сохранением этого права наследникам вечно из рода в род с одним ограничением, чтобы ни его Светлость, ни его наследники не обращали это место ни на что, как только под свое фамильное кладбище». За это Федор Иванович Паскевич брал на себя обязательство «укрепить и обделать на свой счет территорию обрыва горы, на которой стоит собор», так как крутой склон размывался водой и была опасность его приближения к храму. На купленном участке разбивалась аллея «в шесть сажень ширины и сорок восемь длины», территория обносилась железной решётчатой оградой.

К составлению проекта часовни-усыпальницы, её сооружению и декорированию князь привлекал самых видных мастеров своего времени. Это можно объяснить не только его желанием выделиться на фоне других, но и тем, что Фёдор Иванович Паскевич активно интересовался различными искусствами, понимал их, собрав редкую художественную коллекцию, был почётным членом Российской Академии художеств. Здесь работали художники, имевшие отношение к оформлению Владимирского собора в Киеве и церкви Воскресения Христова («Спаса на Крови») в Петербурге, с которыми паскевичская часовня-усыпальница вполне может сравниться декоративно-стилистическими особенностями.

Первоначальный проект фасада часовни и план был разработан московским академиком архитектуры Евгением Ивановичем Червинским в 1866 году. Укрупнённый детальный чертеж её, а также всех наружных и внутренних элементов украшения в отдельности, было предложено сделать другому академику архитектуры, работавшему вместе с О. Монферраном на сооружении Исаакиевского собора, а также руководившему реорганизацией особняка Паскевичей на Английской набережной в Петербурге, — Александру Христофоровичу Пелю. Окончательный проект этого сложнейшего наземно-подземного сооружения в Гомеле был утверждён 21 декабря 1869 года, а строительство началось весной 1870-го и длилось до 1889 года. По окончании его в усыпальнице производились захоронения умерших родных Ф. И. Паскевича, а позже и он сам нашёл здесь последний приют.

В убранстве культовых сооружений 70-80-х годов XIX века применялись характерные для древнерусской архитектуры материалы: резной камень, керамика в виде терракоты и майолики. В гомельском памятнике, выполненном в так называемом «русском стиле» с использованием мотивов московской архитектуры XVII века, представлены в синтезе декоративно-прикладное искусство и живопись. Его отделочными и оформительскими работами руководили два петербургских архитектора немецкого происхождения — академик архитектуры Максимилиан Егорович Месмахер и Осип Эмильевич Вегенер. Месмахер 18 лет возглавлял Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (сейчас художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). В Петербурге зодчим построены музей этого училища, дворцы великих князей Алексея Александровича и Михаила Михайловича, архив Государственного совета и другие сооружения. При его участии Массандровский дворец в Крыму получил свой нынешний облик.

Выпускник училища Штиглица, петербургский художник-декоратор Сергей Иванович Садиков выполнял в паскевичской часовне орнаментальную живопись пись в технике секко и руководил позолотой куполов с крестами. Её выполняла мастерская Абросимова, та самая, что делала золочёный иконостас в киевский собор Св. Владимира. В одном и том же магазине итальянцев Тузини и Росси, находившемся на Крещатике в Киеве, заказывались мраморные, гранитные и лабрадоритовые изделия для Владимирского храма и гомельской часовни-усыпальницы. В ней до настоящего времени сохранилась ажурная мраморная резьба алтарного обрамления и имитированных Золотых врат, черно-белые плитки полов шахматного рисунка.

Во внешнем декоре часовни использованы причудливые по форме скульптурные терракотовые элементы работы гончарно-художественного завода в Петербурге, которым владел скульптор Давид Иванович Иенсен — академик, профессор Петербургской академии художеств. Полихромные изразцы заказывали в Петербурге на специальном производстве «Ейдукен Левенштейн с сыновьями».

Многокрасочным дополнением убранства часовни-усыпальницы была смальтовая мозаика, к сожалению, не сохранившаяся на фасадах часовни. Она представлена только в усыпальнице мозаичным панно с изображением парящих в небе серафимов. В архивных документах не удалось обнаружить сведений о том, кто выполнял мозаичные работы. Проведённый сравнительный анализ с аналогичными храмовыми декорировками того времени позволил предположить, что это была мозаичная мастерская Владимира Александровича Фролова, которая принимала участие в оформлении мозаикой храма «Спас на Крови».

Эта версия нашла подтверждение нынешней осенью, когда дворцово-парковый ансамбль посетил академик Российской академии художеств, профессор, заслуженный художник РФ Александр Кирович Быстров. Он руководит мозаичной мастерской академии художеств — преемницей фроловской, в свою очередь выделившейся из императорской, и прекрасно знаком с её «почерком», технологией и особенностями смальты. Академик досконально обследовал памятник и сделал экспертное заключение с рекомендациями по его реставрации. Он также не усомнился в нашей мысли, что в основе композиции был предназначавшийся для Владимирского собора рисунок Виктора Васнецова. Вместе с А. К. Быстровым в Гомеле побывал реставратор монументальной живописи I категории Евгений Павлович Большаков, имеющий большой опыт восстановления исторических храмов. Он определил места, где сохранились фрагменты садиковской росписи в часовне, поделился методикой её сохранения.

Петербургские специалисты встретились с научным руководителем работ по часовне-усыпальнице, архитектором института «Гомельгражданпроект» Владимиром Ивановичем Мелехом. Он автор проектно-сметной документации по её реставрации, которая в первую очередь направлена на восстановление вентиляционной системы и ремонта кровли, что позволит наладить в помещениях сооружения постоянный температурно-влажностный режим. Такой режим необходим не только для физического сохранения всего памятника архитектуры, но и для последующего проведения реставрации и восстановления его роскошного убранства. Проведённая в 1968-1975 годах реставрация часовни и усыпальницы устранила многие причинённые в годы Великой Отечественной войны повреждения, но не решила всех вопросов её дальнейшего сохранения. Гости из Петербурга вместе с проектировщиком, музейщиками, представителями заказчика и подрядчика подробно обсудили предстоящие работы. Они не должны быть непродуманными и спешными. Нужно в полной мере восстановить то великолепное узорочье часовни-усыпальницы, которое создавалось выдающимися мастерами своего времени и которое делает её неповторимым архитектурным памятником не только Гомеля, но и всей Беларуси.

Мозаика для часовни выполнена в мастерской В. А. Фролова, которая принимала участие в оформлении храма «Спас на Крови» в Петербурге.

Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Гомельская правда, 4 декабря 2008