Шведская Горка и улица Батарейная в Гомеле
В 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией одна из наиболее значительных улиц так называемого Залинейного района Гомеля — Батарейная — была переименована в улицу Богдана Хмельницкого. В 1958 году в сквере напротив стадиона «Локомотив» был установлен памятник руководителю этнорелигиозного движения казачества и социальных низов украинского и белорусского народов. Сегодня о прежнем названии — Батарейная улица — помнят немногие. Ещё меньше осталось тех, кто так или иначе мог бы объяснить это название.
Согласно топонимическому преданию, на месте пересечения гомельских улиц Богдана Хмельницкого и Лещинской во время Отечественной войны 1812 года стояла русская артиллерийская батарея.
В соответствии с иным вариантом легендарного сюжета, не кто иной, как сам Пётр I во время войны России со Швецией в начале XVIII века распорядился поставить орудия на возвышенности, имевшейся в то время на участке между современными улицами Котовского и Циолковского, пересекающими улицу Богдана Хмельницкого, и приказал стрелять оттуда по наступавшим шведам.
Есть и более реалистическая версия происхождения названия Батарейной улицы. Якобы во время Первой мировой войны 1914-1918 годов на месте нынешней развилки между улицами Богдана Хмельницкого, Барыкина и Речицкое шоссе (проспект Речицкий) стояли артиллерийские расчёты, орудия которых были направлены на запад, на случай прорыва немцами фронта и быстрого их наступления.
Думается, однако, что и в данном варианте объяснения названия легендарной информации не меньше, чем в двух предыдущих, и сама эта «реалистическая версия» является более новой модификацией одного и того же старинного гомельского предания, в котором, как и во всяком ином предании, вымысел искусно заретушировал изначальную реальную основу.
Любой легендарный сюжет нужно вначале рассматривать в типологическом аспекте. В белорусском фольклоре, топонимии и микротопонимии тема войны с французами и шведами представлена очень широко.
Например, в окрестностях разных белорусских деревень фиксируются микротопонимы Французская дарога, Французская грэбля, Шведская сенажаць, Шведава балота, Шведскі брод и т. п. Эти названия мотивируются, безусловно, событиями двух войн —русско-шведской войны начала XVIII века и Отечественной войны 1812 года, непосредственно затронувших территорию Беларуси.
Исследователь истории Гомеля Л.А. Виноградов писал о том, что князь Меньшиков проходил через Гомель после победы над генералом Левенгауптом и что шведы пытались переправиться через Сож в пяти верстах от Гомеля возле Старого Села.
В так называемой «Могилёвской хронике» Т. Сурты и Ю. Трубницкого сообщается о нахождении в Гомеле в мае 1706 года Александра Даниловича Меньшикова «с войском московским». Как видим, русско-шведская война, пусть косвенно, но затронула и Гомель. Самое главное, однако, не это, а то, что события давних войн в коллективной памяти народа неизбежно мифологизируются. Одновременно появляется то или иное предание.
Обстоятельствами, сопутствующими возникновению предания, являются, в частности, необъяснимое с реальной точки зрения название того или иного объекта, ассоциируемое с войной и сражениями, как, например, Батарейная улица, или устойчивое понимание самого объекта как военного в связи с неоднократными находками на нём или возле него соответствующих предметов, например, остатков древнего оружия, каменных скребков и топоров, железных наконечников стрел и копий, рукояток мечей и лезвий ножей, вообще любых изделий из железа.
Свидетельствами какой-то давней войны могут считаться следы древних укреплений —насыпей, валов, рвов возле городищ, а также курганные могильники. Отсюда становится понятным появление таких белорусских микротопонимов, как Шведская Гара, Шведскі Вал, Шведскі Акоп, соотносимых с городищами, или Шведскія магілы, Шведскія капцы, являющихся названиями древних погребальных памятников. В белорусском фольклоре существует выражение «за дзядамі-шведамі», означающее «очень давно».
Урочище Шведская Горка (вариант — Шведская Гора) есть и на правом берегу Сожа возле бывшей деревни Любны (с 1934 года — в составе Гомеля). Здесь обнаружены остатки городища, датируемого VI—III столетиями до новой эры и относящегося к милоградской культуре.
Не исключено, что, например, в XVIII—XIX веках этот археологический объект назывался как-нибудь иначе, в связи с иными событиями, ещё более давними для нашего времени. По всей видимости, в каждую эпоху существует определённая мотивационная база для объяснения древних рукотворных объектов и для соответствующей их номинации с помощью тех или иных этнонимических основ.
Предшествующее название урочища и городища, не говоря уже о первоначальном его наименовании, неизвестно. Микротопоним же Шведская Горка можно смело датировать XIX веком. По крайней мере, ранее конца XVIII века он вряд ли мог возникнуть.
Шведская Горка — одно из поздних дославянских поселений в черте большого Гомеля. Если продолжать перечислять те наименования, с которыми в народном представлении связываются места археологических памятников, в частности, селищ и городищ, то необходимо назвать ещё и такие —Чёрная Гора, Лысая Гора, Церковище, Дворище, Городище, Селище, Батарея… Батарея.
Последнее обозначение особенно интересно в связи с названием гомельской Батарейной улицы. В самом деле, почему мы должны объяснять название этой улицы, исходя только из основного, прямого значения слова батарея —«артиллерийское подразделение», «позиция, которую занимает это подразделение»?
Мифологизированные народные объяснения микротопонима Батарейная улица заставляют подойти к нему совсем с другой стороны. Предания просто так не возникают. И если в одном из них речь идёт о возвышенности между улицами Котовского и Циолковского (ранее эти улицы назывались соответственно Ивановской и Федосеевской), то не является ли эта возвышенность и прилегающая к ней местность, откуда якобы вели огонь по врагу (шведам и французам) русские батареи, модифицированным «образом» ещё одной Шведской или Французской Горки в границах Гомеля? Только в отличие от Шведской Горки в районе бывших Любнов эта «горка» имела иное переосмысленное наименование —Батарея?
Полностью снять знак вопроса в последней фразе невозможно по той причине, что предполагаемое городище на Батарейной улице археологически не засвидетельствовано. Между тем вполне вероятно, что здесь, под асфальтом и слоем земли, находятся археологические древности.
Если спроецировать возвышенность между улицами Котовского и Циолковского на реконструированную нами карту доисторической территории Гомеля, то окажется, что эта возвышенность (Батарея) находилась рядом с огромным болотом, возникшим на месте древнего озера. Этот послеледниковый водоём привлекал человека обилием рыбы, птицы и был связан посредством небольших речушек с магистральным водным путём — рекой Сож. Поэтому можно предполагать с большой степенью вероятности, что на берегах озера существовали поселения, причём они могли последовательно сменять друг друга с самой давней поры.
Мифологизированная «память» о древних временах, отображённая, в частности, в географических названиях, возможна лишь при условии преемственности населения.
Применительно к Гомелю о существовании преемственности между его доисторическими обитателями и населением нового времени можно говорить, пожалуй, начиная с железного века, с того исторического периода, когда в окрестностях нашего города жили носители сначала милоградской (VII—III вв. до н. э.), а затем зарубинецкой (III—II вв. до н. э. — I—II вв. н. э.) археологических культур.
Примечательно, что к местам археологических памятников более ранней поры (эпохи бронзы, конец ІІІ-ІІ тыс. до н. э., когда на территории современного Гомеля появились первые долговременные поселения) столь интересные своим подтекстом географические названия, которые связаны с местами выявленных или предполагаемых поселений рубежа старой и новой эр и последующих веков, не имеют отношения.
Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А. Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 37-40.