Скобелевская — Ауэрбаха

Это одна из многочисленных улиц так называемого Залинейного района Гомеля. Она расположена перпендикулярно железнодорожной магистрали от улицы Украинской (бывшая Андреевская), проходит вдоль стадиона «Локомотив» и продолжается дальше, от улицы Спортивной до улицы Мильчанской. Последняя идёт под прямым углом к основному массиву улиц Залинейного (Советского) района.

Необходимо отметить, что ещё задолго до Великой Отечественной войны Мильчанская была основной улицей, которая связывала Полесскую станцию (Гомель-хозяйственный) и веерное локомотивное депо с северо-западными и западными гомельскими окраинами, в частности, с деревнями Мильча, Лещинец, Давыдовка, Осовцы, откуда происходили многие железнодорожные рабочие.

Возникновение и формирование улицы Скобелевской (Ауэр6аха), как и всего Залинейного района, связано с прокладыванием через Гомель линий Либаво-Роменской и Полесской железных дорог (соответственно 1873 и 1888 годы). Возникновение железных дорог и железнодорожных служб в гомельских окрестностях и в самом Гомеле вызвало небывалый приток рабочей силы, специалистов-железнодорожников, а также предпринимателей. Людей надо было где-то селить. Вот почему и началась застройка свободного на то время пространства — будущего Залинейного района. О том, как росли некоторые его улицы рассказано в книге А. Ф. Рогалева «От Гомеюка до Гомеля». Я же хочу познакомить читателей с некоторыми дополнительными фактами.

Для размещения рабочих на бывшей Полесской аллее были возведены три огромные барака — одноэтажные деревянные строения, отороченные с двух сторон досками и утепленные (между досками) деревянными опилками. Пол в бараках был из строганых досок, вдоль стен стояли железные кровати с матрацами, набитыми соломой.

В бараках имелись круглые железные печи, освещались они керосиновыми лампами.

Руководство железных дорог добилось разрешения от гомельских властей и руководства лесообрабатывающей промышленности (она развивалась в Новой Белице) вырубать на строительные цели так называемый Любенский лес (он находился на территории, где находятся сегодня проспект Октября, улицы Б. Хмельницкого и Быховская, и в близлежащих окрестностях).

Отдельные предприниматели включились в интенсивное строительство домов будущего Залинейного района. Одним из таких предпринимателей был известный в Гомеле богач Витовтов. Он начал финансировать строительство двухэтажных восьмиквартирных деревянных оштукатуренных домов, в которых первый этаж представлял собой полуподвальные помещения. Витовтов использовал каждый свободный участок земли. Такие дома находились на улицах Московской, Ярославской, Котовского, Полесской и других. Некоторые «дома Витовтова» сохранились до наших дней, в частности, на улицах Полесской (2 дома) и Рогачевской (один дом). Многие железнодорожники с благодарностью вспоминали этого предпринимателя.

Однако вернёмся к основной теме нашего рассказа, к улице Скобелевской. Она получила название в честь выдающегося, талантливого российского военачальника Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882), героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов, человека большой личной храбрости.

Современное название бывшей Скобелевской — улица Б.Я. Ауэрбаха — воссоздает в памяти гомельчан времена революции и гражданской войны в России, так называемый стрекопытовский мятеж в Гомеле в конце марта 1919 года (подробно об этом и с помощью автора этих строк описано в статье А. Рогалева «Что же произошло в Гомеле в конце марта 1919 года?», напечатанного в «Гомельской правде» 22 марта 1994 года. Переименование Скобелевской улицы произошло 6 мая 1919 года.

Жители улицы Ауэрбаха в подавляющем своем большинстве являются коренными железнодорожниками. Интересный факт: до сих пор живёт на этой улице Ф.И. Голубецкая, которая в 1930 году вместе с подругой Олимпиадой Русецкой стала первой в СССР женщиной-машинистом локомотива.

Живут в памяти жителей улицы Ауэрбаха и тяжёлые ужасные времена Великой Отечественной войны, испытания, выпавшие на долю тех, кто оставался в родном Гомеле в период оккупации. Залинейный район, в отличие от гомельского центра, пострадал незначительно. Здесь были только отдельные разрушения, по-видимому, от хаотичных бомбежек. Однако улица Ауэрбаха (на участке улицы Шмидта и до улицы Б. Хмельницкого) пострадала очень значительно. Она стояла как мученица, сожженная немцами с обеих сторон, напоминала собой фронтовые картины: печные трубы на руинах и среди пепла бывших домов. Всего на улице Ауэрбаха было сожжено более 30 домов.

Чем же «провинилась» эта улица перед оккупантами? Как рассказывает Евдокия Андреевна Бондаренко, пережившая всю оккупацию, немцы искали партизан-подпольщиков, которые активно действовали в Гомеле.

А вот воспоминания Нины Николаевны Харитоновой: «Немцы все время упорно искали партизан . В один из летних дней 1943 года кто-то убил немецкого солдата, вероятно, старшего по чину. А через два дня ко мне пришли два немца и сказали: «Матка, Убирайся прочь! Будем пух-пух». Они указали на пальцах, что будут жечь дом. Я им говорю, что у меня муж лежит больной и дочь заболела ангиной, но они не стали слушать и приказали покинуть дом. А когда назавтра они увидели, что мы продолжаем жить в доме, то подогнали коня с гужевой повозкой, положили на неё больного мужа. Сели дочь и я (успели захватить кое-какую одежду), и увезли нас на сборный пункт, который находился на углу улиц Б. Хмельницкого и Барыкина, куда пригнали и других жителей улицы Ауэрбаха. А утром под конвоем власовцев увезли в сторону деревни Старая Белица.

По дороге мне удалось уговорить двух конвоиров, чтобы они сбросили моего мужа и дочь где-нибудь у ограды ближайшего обитания, что они и сделали. Когда я как-то устроила мужа и дочь в одном доме и вернулась садами, огородами назад, то не признала ни улицы, ни своего дома… Стояли одни печные трубы и фундаменты сожженных домов. Дымились костры. Хорошо, что сохранился сарай, в котором мы с семьей долго потом ютились…».

Александр Радевич, ветеран войны и труда, краевед

Гомельская правда 07.01.1994

Метки:

Борис Ауэрбахулица Ауэрбаха