Территория старообрядческой слободы

В конце XIX — начале XX века за правым берегом оврага Гомиюк на территории современной улицы Пролетарской и соседних с ней улиц находился «типичный русский посад» (Ф.А. Жудро, И.А. Сербов, Д.И. Довгялло. Город Гомель). Его история отсчитывалась с начала XVIII века. В необжитом тогда уголке между Гомиюком и рекой Сож, в полуверсте от гомельского замка, начали селиться русские староверы, которые к 1730-м годам имели здесь уже целый посёлок (до сотни дворов), известный в дальнейшем под названием Спасова Слобода (изначально — слобода Спасова). Спасова Слобода была настолько значительной, что соперничала с Веткой за право считаться центром старообрядчества в Посожье.

Под словом слобода в данном случае понималось либо пригородное поселение, либо (что более вероятно) подмонастырное поселение. Часть старообрядцев (чернецы) жила в скиту (монастыре), который и назывался Спасовым из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня, остальные же раскольники (большая их часть), так называемые бельцы, жили за стенами скита, в посёлке, или слободе. Именно так мы понимаем название Спасова Слобода.

Спасов скит располагался на территории современной улицы Комиссарова, в районе Ильинской церкви, и первоначально был мужским. В начале XIX века он уже являлся смешанным — мужским и женским, а к 1840-м годам считался только женским.

Слобода тянулась на северо-запад, занимая пространство между современными улицами Комиссарова и Плеханова. Территория улицы Плеханова была северо-западной границей Спасовой Слободы. Не случайно улица, которая сформировалась вдоль этой границы, получила название Спасская.

В 1737 году на территории Спасова скита появился деревянный без купола храм в честь пророка Ильи. В 1793 году из-за ветхости этот храм был разобран, а на его месте устроен новый, освящённый 28 сентября 1794 года. Ильинский храм славился своими иконами древнего письма.

В 1850 году по Фельдмаршальской улице прошла шоссейная дорога Петербург-Киев, в связи с чем был закрыт монастырь (скит), а Ильинская церковь опечатана. Её иконы и книги были переданы на хранение в гомельский Петропавловский собор.

Всё это делалось по ходатайству фельдмаршала И.Ф. Паскевича, который, хотя и не был хозяином этой части города, тем не менее не мог смириться с существованием у себя под боком (рядом с дворцом и парком) «острова» старорусской жизни, во многом контрастировавшей с европейским видом княжеских владений.

В 1852 году, во время нахождения в Гомеле императора Николая I, жители слободы обратились к царствующей особе с настоятельной просьбой о возобновлении служб в Ильинской церкви. Император удовлетворил желание слободчан, и 29 июня 1852 года церковь, которая ничуть не портила общий вид первоклассного шоссе, была отпечатана.

К началу XX века чётко обозначились контуры четырёх улиц на территории старообрядческого поселения — Фельдмаршальской (Пролетарской), Береговой (Комиссарова), Спасской (Плеханова) и Свечной (Фрунзе).

В то время Спасова Слобода, хотя уже и не считалась предместьем, тем не менее продолжала сохранять внешний вид посада. Разноцветные деревянные её домики были окружены садиками и огородами. В описаниях тех лет отмечались порядок и чистота, цветы во дворах и в палисадниках, а также на окнах; над каждыми воротами — непременный восьмиконечный крест или образок; у калитки — скамейка с подлокотниками и навес на деревянных кронштейнах (Ф.А. Жудро, И.А. Сербов, Д.И. Довгялло. Город Гомель).

В 1910 году в центральной части Фельдмаршальской улицы старообрядцы выстроили великолепную Преображенскую церковь с колокольней. Своим названием церковь продолжала традицию самого первого раскольничьего храма Спасовой Слободы.

Ещё две старообрядческие молельни имелись в начале XX века на Свечной улице. Одна из них, построенная зажиточным старовером Галкиным, стояла на месте современной электростанции (Фрунзе, 9).

Другая молельня, принадлежавшая беспоповцам (направление в старообрядчестве), находилась на этой же, правой стороне улицы через несколько домов.

Женщины-староверки, жившие рядом с молельнями, изготавливали восковые свечи (здесь был налажен целый производственный процесс) и продавали их. Отсюда и пошло название улицы — Свечная.

В 1906 году в Спасовой Слободе появилось одноклассное церковноприходское училище, здание которого размещалось на участке между Фельдмаршальской и Спасской улицами, у пересечения последней с улицей Полевой (в дальнейшем — Жданова, Моисеенко).

На улице князя Паскевича (бывшей Береговой), на месте современной больницы скорой помощи, находилась небольшая деревянная, похожая больше на молельню, Покровско-Дмитриевская церковь, не имевшая постоянного причта (изредка сюда приезжал причт из Ветки).

Эта церковь принадлежала старообрядцам-беглопоповцам. Преображенская церковь принадлежала старообрядцам австрийского окружнического согласия, а Ильинская церковь — австрийцам-противоокружникам (всё это — различные направления в старообрядчестве).

В 1923 году улица Спасская была названа в честь Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918), деятеля российского и международного социал-демократического движения, философа, пропагандиста марксизма.

В 1926 году улицу Свечную назвали в память о Михаиле Васильевиче Фрунзе (1885-1925), советском партийном, государственном и военном деятеле.

Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А. Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 137-139.

Метки: