Железнодорожный храм города Гомеля

Никольская, Полесская, Железнодорожная, Залинейная. Это всё названия одной церкви, которая долгое время в советский период была единственным действующим православным храмом в городе Гомеле. С историей Никольского храма связаны такие известные личности, как князь Паскевич Фёдор Иванович (1828–1903) и его супруга княгиня Ирина Ивановна (1835–1925), пожертвовавшие 12 000 саженей земли под строительство храма; святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908), благословивший постройку церкви и оказывавший материальную поддержку; известный гомельский архитектор Станислав Данилович Шабуневский (1868–1937) – автор проекта церкви; местная святая Преподобная Манефа Гомельская, украшавшая храм своими вышитыми рушниками; Осип Андреевич Сухой – отец известного конструктора Павла Сухого, учительствовавший в школе при церкви; митрополит Филарет (Вахромеев), который здесь отпевал священника-партизана Великой Отечественной войны Василия Копычко в 1985 г.; архиепископ Аристарх (Станкевич) – настоятель Никольского монастыря с 2008 г., захороненный в 2012 году в некрополе на территории монастырского комплекса, в который вошла Никольская церковь и др. [1, с. 8–9]. Поэтому совершенно справедливо православные гомельчане считают данное место святым.

Больше 100 лет в этом храме совершается богослужение. Люди приходят на молитву, причащаются святых тайн, исповедуются, слушают священное писание и наставления пастырей. Духовная помощь и поддержка православного учения и церковной организации является актуальной и в наше современное информационное время.

Гомель, несмотря на свою древнюю летописную историю (на три года старше Москвы), долгое время оставался небольшим поселением. Его стремительное развитие началось с постройки железнодорожных магистралей: Либаво-Роменской в 1873 году и Полесской в 1888 году, благодаря которым город превратился в важный железнодорожный узел и торгово-промышленный центр.

В Российской империи железнодорожная сфера стала одной из первых, где стали заботиться о рабочих. При железных дорогах строили больницы, учреждения образования, библиотеки, церкви и другие социальные объекты. В 1901 году в Гомеле открыли школу-церковь Либаво-Роменской железной дороги. Организовали деятельность шести вагонов-храмов. Один из них перемещался по Полесской железной дороге и обслуживал 20 крупных населённых пунктов и несколько десятков небольших, где жили железнодорожники, чей график работы не позволял регулярно посещать обычную церковь. Священники, которые служили при этих вагонах, исполняли все требы кроме венчания.

Чтобы каждый раз не ждать поезд с вагоном-храмом, Гомельские железнодорожники, работники Полесской железной дороги, решили своими силами построить для себя храм. В попечительский совет из 120 человек вошли – епископ Могилёвский и Мстиславский, начальник Полесской Либаво-Роменской железной дороги, владельцы Гомеля Ирина и Фёдор Паскевичи.

Деньги на строительство храма для железнодорожников собирали всем миром. Был и кружечный сбор среди работников железнодорожных мастерских и пассажиров станций Полесской железной дороги. Синод Русской Православной Церкви выделил на храм 30000 рублей.

9 мая 1902 года состоялась торжественная закладка храма, и уже 22 октября 1904 года – освящение Гомельской Полесской церкви в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца – покровителя путешествующих.

Прихожанами церкви в большинстве своём стали работники Полесской железной дороги и жители располагавшегося за её линией «Залинейного» района, это наименование закрепилось и за церковью, но чаще её называли Полесской или Железнодорожной. До сегодняшнего дня мост перед церковью называют Полесским. При церкви были открыты мужское и женское приходские училища.

После Октябрьской революции церковь была отделена от государства и школа от церкви. Религия считалась пережитком прошлого, который следовало уничтожить. Закрывались и разрушались храмы, уничтожались святыни, в ссылках и тюрьмах гибли священники и простые верующие.

В Гомеле в 1937 году сфабриковали уголовное дело против священников и многих расстреляли в 1938 году. Среди них был и первый священник Полесской церкви отец Даниил Окиншевич.

Никольскую церковь 1929 году закрыли и превратили в склад. Никольскую улицу, на которой располагался храм, переименовали в честь поэта Демьяна Бедного. В 1939 году в Гомеле не осталось ни одного действующего храма.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов немецко-фашистские оккупанты, желая привлечь местных жителей на свою сторону, в противовес Советской власти разрешили возобновить богослужения в сохранившихся храмах.

Никольский храм возобновил службу в 1941 году, его священнослужители разделили судьбу своих прихожан и вместе несли тяготы военного времени. С 1944 по 1949 годы настоятелем Никольской церкви был протоиерей Михаил Крот (1885-1961), священник, переживший репрессии, тюремное заключение, все тяготы Великой Отечественной войны и послевоенные гонения. С 1949 по 1958 годы настоятелем служил протоиерей Игорь Базилевич (1913-1978). Он многое сделал для обновления храма. При нём с росписью одного из трёх иконостасов связана удивительная история. К отцу Игорю пришёл человек, который взялся безвозмездно расписать иконостас по обету, данному святому Николаю, спасшему жизнь его семье. «…после войны было очень голодно, а у меня большая семья, детки опухли с голода. Невозможно смотреть, как они мучаются, и я решил отравить их ювелирными ядами. Всё приготовил и лег спать. А ночью вижу в комнате старика, который говорит: «Что задумал, не делай, иди по указанному адресу, там продают икону, купи её и будешь жить». Утром пошёл по указанному адресу и за копейки купил иконку в золотом окладе. Хозяйка удивлялась, откуда знаю о её желании продать, так как решение приняла только что ночью. Оклад продал. На эти деньги и выжили. Но я дал обет трудиться для церкви. А старик тот, видно, сам Николай-угодник был» [3, с. 8-9].

Преемником отца Игоря был протоиерей Антоний Былевец (1958-1960). С 1960 по 1985 годы послушание настоятеля нёс Василий Копычко (1905-1985), герой войны и связной партизанского отряда, именно его авторитет помог сохранить Никольскую церковь, которая оставалась единственной действующей церковью в Гомеле после закрытия Свято-Петро-Павловского собора в 1960 году [1, с. 8-9]. Во время Великой Отечественной войны отец Василий служил в деревне Одрижин Ивановского района. Своих прихожан батюшка знакомил со сводками Совинформбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания митрополита Сергия к тем, кто оказался в оккупации. Десятилетний сын отца Василия по благословению батюшки стал связным партизанского отряда. Сам отец Василий помогал партизанам не только словом и молитвой, но и сбором продовольствия и оружия для отряда, за что партизаны в шутку называли его «Партизанским попом». На исходе лета 1943 года фашистам удалось раскрыть связь отца Василия с партизанами. Его дом со всем имуществом немцы сожгли, а отец Василий с матушкой, детьми и гостившими родственниками успел скрыться. Впоследствии жили в партизанском отряде. Правительство наградило отца Василия медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Партизанy Великой Отечественной войны» [4, с. 9-10]. По окончании войны он писал письмо Сталину, надеясь получить защиту от непомерно высоких налогов. В 1957 году был направлен в Гомель настоятелем Петро-Павловского собора. После его закрытия в 1960 г. назначен настоятелем Полесской церкви, где и прослужил четверть века. За ревностные многолетние церковные труды и в связи с 50-летием служения в священном сане Святейший патриарх Пимен наградил отца Василия правом ношения патриаршего креста. Отпевание протоиерея Василия 20 октября 1985 года возглавил митрополит Филарет (Вахромеев).

После смерти отца Василия Koпычко настоятелем Никольского собора с 1985 по 1987 годы был протоиерей Пётр Латушко (1930–2014) – известный в Беларуси священник. С 1981 пo 1985 годы – настоятель православного храма в Пайн Буш (США). Это был ревностный священник с горячим сердцем подлинного пастыря [1, с. 8–9].

После закрытия собора святых апостолов Петра и Павла в 1960 г. вместе с протоиереем Василием Копычко в Никольскую церковь перешел служить отец Стефан Гладыщук — один из самых уважаемых гомельских священников. С 1960 по 1990 г. служил в Никольском храме, с перерывом служения в православной церкви г. Дрездена (1980-1984). С 1989 по 1990 годы – настоятель Никольской Полесской церкви [1, с. 8-9].

История Никольской церкви с 1957 по 1994 г. связана с биографией протоиерея Федора Харика (1937-2008). Когда отец Фёдор умер, верующие гомельчане говорили, что умер самый добрый батюшка гомельской епархии.

Зимой 1985 года Никольская церковь стала собором. Митрополит Минский и Белорусский Филарет (Bаxромеeв) прислал настоятелю Никольской Полесской церкви документ следующего содержания: «Определением нашим от 4 декабря 1985 года церковь во имя Святителя Николая г. Гомеля, имеющую многoклирный штат и являющуюся центром обширного Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии, впредь именовать Гомельским Свято-Николаевским собором» [1, с. 8-9].

В 1994 г. открылась новая страница истории Никольского храма, при нём был основан Свято-Никольский мужской монастырь, первым настоятелем которого был назначен архимандрит Антоний (Кузнецов) [1, с. 8–9].

В 2002 году на пожертвования верующих построена надвратная церковь в честь преп. Дионисия Радонежского. С 2002 года открыто подворье монастыря в посёлке Терюха в честь иконы Божией Матери «Смоленской» (Одигитрии). В 2004 году состоялись торжества, посвященные 100-летию освящения Никольского храма и 10-летию обители [5].

Особую заботу о новой обители проявлял архиепископ Аристарх, который присутствовал на всех монашеских постригах, часто участвовал в богослужении и живо интересовался всеми проблемами монастырской жизни. Здесь же в монастыре, согласно с его завещанием, он был и похоронен [5].

В обители совершается чтение Неусыпаемой псалтири. Из святынь особо чтится чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери, переданный архимандриту Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского монастыря игуменьей Феофанией. Эта икона помещена над царскими вратами Никольского храма и опускается для поклонения во время богослужения. В 2007 году в обитель из Италии была принесена частица мощей святителя Николая. Также в обители хранится ковчег с мощами святых, икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей его мощей и икона с мощами Оптинских Старцев [5]. Монастырь через широкую просветительскую и воспитательную работу выполняет важную духовную миссию, в которой так нуждается современное общество.

В итоге мы видим, как Православная Церковь вместе с гомельскими железнодорожниками прошли длинный сложный путь от церкви-вагона до собора и монастырского комплекса, играющих важную роль в жизни епархии и рядовых верующих.

Все вышеназванные священники – блестяще образованные люди, служили Богу, народу, строили и украшали храмы, развивали архитектуру, живопись, литературу, занимались воспитанием молодых людей, оказывали моральную помощь людям в тяжелых жизненных ситуациях, то есть преумножали богатство культуры белорусского народа, занимали активную жизненную позицию. Сегодня для нас они являются примером трудового подвига, подвига верности выбранному пути, служению идеям добра, любви, света, истины.

С.Д. ПАНЬКОВ, В.А. УСТИМЕНКО
Гомельский колледж – филиал учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»
2021

Список литературы:

  1. Савва (Мажуко), архимандрит. Полесская церковь / архимандрит Савва (Мажуко) // Правило веры. – № 2. – 2014. – С. 8–9.
  2. Савва (Мажуко), архимандрит. Время мучеников / архимандрит Савва (Мажуко // Правило веры. – № 3. – 2014. – С. 4–5.
  3. Савва (Мажуко), архимандрит. Протоиерей Игорь Базилевич (1913–1978) / архимандрит Савва (Мажуко) // Правило веры. – № 4. – 2014. – С. 8–9.
  4. Савва (Мажуко), архимандрит. Протоиерей Василий Копычко (1905–1985) / архимандрит Савва (Мажуко) // Правило веры. – № 5. – 2014. – С. 9–10.
  5. Никольский мужской монастырь в Гомеле [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nikolsky.by. – Дата доступа : 23.06.2021.