На магистральных улицах Гомеля избавляются от зебр
Еще десять лет назад пробки на дорогах были исключительно уделом мегаполисов. И думалось вполне закономерно: такова плата за жизнь в большом городе. Но вот автомобильная перегрузка настигла областные города. Конечно, счет «зависания» на ключевых улицах пока не на часы. Но уже заставляет изменять городское пространство так, чтобы даже в его центре уступить больше места напористому автомобильному потоку. Куда деваться пешеходам?
Шутка ли, только на Гомельщине, к примеру, за этот год региональный автомобильный парк прирос на 21 тысячу машин! Под такое давление железных фактов нужно подстраиваться. Иначе проблем не избежать. Предсказуемый ответный ход градостроителей и дорожников — расширение уличных магистралей. Поэтому сейчас во многих областных центрах весьма активно реконструируют центральные артерии.
Чем не повод для радости? На наших с вами глазах узкие «двухколейки» превращаются в современные четырехполосные полотна с множеством разворотных колец и минимумом пешеходных переходов. Это же какой простор, какая скорость, какой стремительности неограниченное движение в центре городов, где обычно не протолкнуться. Но оптимистичных возгласов практически не слышно. Перемены на дорогах пока тяжело даются как пешеходам, так и автомобилистам.
Взять пеших горожан. Поначалу кажется, что реконструкция дорожного полотна их совершенно не задевает. Машины — себе, люди — себе. Но так кажется ровно до тех пор, пока не открывают обновленные после реконструкции дороги. Например, нечто похожее случилось в Гомеле, где взяли курс на сокращение пешеходных переходов на магистральных улицах. В одно не самое прекрасное утро люди, идущие на работу, в детский сад, школу, поликлинику, вдруг обнаружили, что вместо привычных зебр теперь сплошь ограждения. А чтобы перейти через магистраль на противоположную сторону, нужно поискать переход, удаленный, скажем, от остановки где на 400 — 500 метров, а где и того больше.
Такой эффект неожиданности предсказуемо вызвал бурную реакцию. И дело не только в силе привычки. А в простых вещах: помимо взрослых здоровых людей, для которых лишний круг в поиске зебры послужит дополнительным зарядом бодрости, есть в каждом городе старики, неразумные школьники, инвалиды–«колясочники»… К слову, в Гомеле вскоре дали объяснение происходящему со светофорами и зебрами. Выяснилось, что ничего в том случайного нет. Дорога — шире, движение — интенсивнее, переходов — меньше. Потому что остановки на светофорных зебрах провоцируют пробки, потому что зебры через 150 метров в наше время практически роскошь. Поэтому до конца года в Гомеле упразднят до 15 пешеходных переходов. Таково веление времени…
В глобальном, конечно, не поспоришь. Организация движения должна меняться. Города на месте не стоят. Автомобилизация нарастает. Хочется быстро добираться до работы, школы и дома. Хочется везде успевать, не застревая в пробках. Правда, в странах, где автомобилизация давно уж преодолела наш уровень, если верить интернету, от зебр не спешат отказываться. Наоборот, максимально расширяют пешеходное пространство, уводя автомобили из центра городов.
И вот еще что. На фоне перемен, диктуемых жизнью, хочется быть абсолютно уверенным в безопасности, когда твой ребенок–четвероклассник марширует в школу и обратно по реконструированной улице, пересекая теперь уже нерегулируемые к ней подходы и переходы. А еще хочется представить, что будет через лет двадцать в родном городе. Наверняка машин меньше не станет и улицы для них вновь станут узкими. Опять придется расширять полотно, а зебры сокращать. Ведь так удобно, не тормозя на многочисленных переходах, проехать по хорошему асфальту от дома в булочную. Смотаться в театр, парк, библиотеку… А вот пешим ходом — уже не то. В душном троллейбусе летом, в холодном автобусе — зимой. Переминаясь у нерегулируемых зебр, пересекающих оживленную магистраль, в долгой нерешительности: заметят или не заметят? Так и тянет задуматься о покупке машины, чтобы влиться в общие железные ряды. Ведь день без автомобиля — он только раз в году.
Виолетта ДРАЛЮК, Советская Белоруссия