На улице Мильчанская железнодорожные рельсы использовались как стройматериал

21

Продолжаем исследовать улицы частного сектора Советского района. Сегодня прогуляемся по Миль­чанской, которая находится в Западном микрорайоне в границах двух улиц — Полесской и Бочкина.

Название улица получила в честь деревень Ста­рая Мильча и Новая Мильча, которые вошли в черту Гомеля в феврале 1983 года. Впрочем, «городскими» местные жители стали чуть раньше. Такое благо ци­вилизации, как электричество, появилось в Мильчах в 1961 году. До этого единственным домом, в кото­ром горела лампочка, был клуб, открытый в послево­енное время в деревянной пристройке к бывшей ста­роверской церкви.

Улица начинала застраиваться со стороны Полес­ской. На трансформаторной подстанции и некоторых домах указаны годы строительства.

Жители Мильчанской активно используют желез­нодорожные рельсы для самых разных нужд. Рельсы поддерживают фонарные столбы, служат опорой для парадных дверей, стоят в один ряд с деревянными досками забора. За разъяснением этого любопытно­го факта мы обратились к хозяевам таких домов. Ока­зывается, многие из них переселенцы. С жильём в по­слевоенном Гомеле было сложно, строительного ма­териала не хватало. Зато работу нашли быстро — на железную дорогу требовались руки. Вот и использо­вали железнодорожники всё, что более-менее подхо­дило для строительства: рельсы, шпалы и даже две­ри от вагонов. Крыши погребов при деревянных до­мах до сих пор хранят замурованный в бетоне самый разный металл.

Удалось побеседовать со старожилом улицы. Оль­га Дубровская с мужем одни из первых обосновались на Мильчанской. Ольга Степановна родилась на со­седней улице — Джураева. Не желая быть примаком в многодетной семье жены, где было пять девочек, Иван Филиппович решил привести молодую супругу в но­вый дом. Так как земельные участки на Джураева бы­ли заняты, железнодорожник надумал освоить новые заболоченные земли. Поставил дом на месте осушён­ного болота. Кстати, проект брускового одноквартир­ного двухкомнатного неканализованного жилого зда­ния разработал «Белгражданпроект». Одобрен доку­мент управлением по делам архитектуры при Сове­те Министров БССР в 1948 году.

Также Дубровские стали первыми жителями ули­цы, в доме которых появились водопровод и телефон­ная линия. По словам Ольги Степановны, со временем стало понятно, что земля на месте бывшего болота не самое подходящее место для строительства — по вес­не огород затапливает.

Домов по нечётной стороне Мильчанской гораз­до больше, чем по чётной. Мы посчитали: 141 до­му слева соответствуют 52 справа. Объяснить этот факт можно тем, что к чётной стороне полутораки­лометровой улицы примыкают 13 улиц и переулков, а к нечётной только 2 — проезд Ярославский и улица Киевская. Выходит, что по левую сторону улицы ряд домов через каждых 80-100 метров прерывается пе­рекрёстком, в то время как с правой дома стоят друг к другу вплотную.

В результате последней смены нумерации домов не­которые дома обновили аншлаги. Сквозь старую кра­ску проступают цифры многолетней давности.

В июне 2013 года улицу Мильчанскую переиме­новали — теперь она называется улица 1-я Мильчан­ская. Параллельно ей расположена 2-я Мильчанская. В этом районе также есть переулок Мильчанский, ко­торый раньше назывался 3-м Мильчанским.

Марина Карпушенко, фото автора, «Советский район»

 

Комментарии закрыты.