Нужны ли Гомелю платные парковки?
Не так давно начальник гомельской ГАИ Игорь Макушенко заявил, что в городе необходимо введение платы за парковку, а меры по организации 1114 парковочных машиномест на центральных улицах, принятые год назад, не принесли ожидаемого эффекта.
Найти место для парковки на улицах, перпендикулярных Советской, в рабочее время практически невозможно. Часто заняты даже места для инвалидов.Логика руководителя ГАИ понятна — некоторые участки улиц «запаркованы» почти полностью. На улицах, прилегающих к Советской, к Центральному рынку, на Привокзальной площади поиск места для парковки отнимает много времени. И это при том, что дополнительно увеличить количество машиномест в центре уже физически невозможно.
Логично предположить, что в первую очередь зоны платной стоянки в Гомеле могут попасть треугольник Советской улицы и проспектов Ленина и Победы, Привокзальная площадь и территории рядом с Центральным рынком. В ГАИ предлагают начать эксперимент по оплате парковки именно с улиц по периметру рынка.
Пока не ясно, каким образом ГАИ планирует организовать сбор денег с автомобилистов и в какую стоимость обойдется стоянка. Но давайте посмотрим, чем может обернуться введение платы за парковку в центре города для его жителей.
Минусы введения платы за стоянку
- Для горожан комфортные поездки на авто на работу в центр станут дороже. Кто-то в результате пересядет на общественный транспорт. Кому-то придется переплачивать за стоянку в течение рабочего дня.
- Загрузка общественного транспорта в пиковые часы увеличится из-за горожан, отказавшихся от личных авто. Это потребует реорганизации работы маршрутного транспорта.
- Необходимость трат на создание инфраструктуры — паркоматы, столбики-ограничители, эвакуаторы, система автоматизированного контроля оплаты и т. д. Тем не менее, средства от оплаты парковки, которые будут поступать в городской бюджет, с запасом окупят эти затраты.
- Некоторые автомобилисты будут оставлять свои автомобили в чужих дворах, избегая платы за парковку.
Плюсы введения платы за стоянку в центре города
- Машин и пробок в центре станет меньше — часть горожан, проживающих на периферии города и работающих в центре, будет вынуждена пересесть на общественный транспорт.
- Воздух станет чище, однако проблема загазованности останется — сегодня на улицах центра подавляющее количество транспорта проезжает транзитом с северо-востока города в Новобелицу и Советский район. Проблема эта не преувеличена, Беларусь лидирует по смертности из-за загрязнения воздуха.
- Упрощение парковки — свободных мест для парковки станет больше, времени на то, чтобы найти свободное место для стоянки, будет уходить меньше. По данным исследований, до трети трафика в центре города создают автомобили, водители которых пытаются найти свободное парковочное место.
- Уменьшение спроса на места стоянки позволит реорганизовать парковки — вместо перпендикулярной схемы парковки, «съедающей» значительную часть зеленой зоны, получится организовать параллельную схему (вдоль края проезжей части). Это даст возможность высадить деревья либо организовать велодорожки.
- Поступление средств в бюджет города, вырученных от введения платной парковки.
Вывод
Сегодня есть объективная необходимость менять городскую транспортную политику. Потенциал расширения улиц центра под парковки и проезжую часть в центре уже исчерпан. Места для стоянки автомобилей в спальных районах используются на 100 %. И это при том, что сегодняшний уровень автомобилизации Гомеля (примерно 365 автомобилей на 1000 человек) по европейским меркам невысокий и, несомненно, будет увеличиваться в будущем.
В большинстве стран Европы уровень автомобилизации превышает 500 автомобилей на 1000 человек. Однако там сделано все, чтобы граждане отказались от ежедневного использования автомобиля в городе. Достигается это, с одной стороны, введением налогов и сборов для автовладельцев, с другой — созданием комфортных условий для передвижения на других видах транспорта.
К сожалению, мы привыкли к тому, что стоимость ежедневного пользования автомобилем в Беларуси относительно низкая: сейчас на стадии покупки не нужно задумываться о регулярных тратах, направленных не на обслуживание транспортного средства, а на его ежедневную эксплуатацию. Это приводит к росту автомобилизации и к загрузке улиц: если европейский автовладелец знает, что для поездки ему нужно будет заплатить за парковку (а иногда — и за въезд в центр), он задумается об альтернативном способе добраться до нужного места. У нас же таких лимитов на использование автомобиля пока нет.
Введение платы за парковку — это инструмент регулирования спроса на ограниченный ресурс. В нашей ситуации таким ресурсом является пространство городских улиц, которого на всех не хватает. Такой спрос можно было бы сравнить с очередью за бесплатным пивом: она никогда не кончится.
Для регуляции пользования автомобилем не так важно, куда пойдут деньги. Но логичнее всего, конечно, направлять собранные средства на создание здорового и комфортного города (обходные магистрали, пешеходная и велосипедная инфраструктура, система быстрого и комфортного городского транспорта, безопасность движения, озеленение).
Введение платы за парковку — болезненное решение для нескольких тысяч владельцев автомобилей, но это дает выигрыш в глобальных масштабах: изменения почувствуют жители всего полумиллионного города. При организации такой системы возникнет множество вопросов: как автоматизировать и контролировать оплату стоянки, как не допустить уклонения от оплаты за парковку во дворах центра. Важно и то, чтобы для жителей центра стоянка около дома осталась бесплатной. Для решения этих вопросов важно изучить опыт других городов, где плата за парковку уже действует.
Как организована парковка в других городах
Города Западной и Северной Европы, которые столкнулись с высочайшим уровнем автомобилизации еще в 1960–1970 годы, выработали различные способы контролировать популяцию личного автотранспорта и нормировать автопарковку. Но интереснее посмотреть, как организована парковка в ближайших к Беларуси городах соседей по бывшему социалистическому лагерю, а также в Минске.
Белосток
Население: 295 тысяч человек.
Стоимость: от 60 копеек до 1 рубля 20 копеек за час стоянки, плата только в будние дни в рабочее время.
Оплата: заранее приобретенной и заполненной на месте квитанцией или по смс. Жители центра оплачивают годовой абонемент стоимостью 21 рубль.
Вильнюс
Население: 532 тысячи человек.
Практически все парковки в центральной части Вильнюса — платные. Они делятся на муниципальные и частные. Подавляющее большинство платных парковок Вильнюса — муниципальные. Частных парковок немного, и они всегда ограничиваются шлагбаумами. Платные муниципальные парковки обозначены соответствующими знаками.
Стоимость: если в самом центре за парковку необходимо оплачивать с 8:00 до 24:00 в любой день недели, то на периферии — только с 8:00 до 18:00 и только в будние дни. Стоимость соответственно варьируется от 3 руб. 80 коп. за час стоянки в центре до 63 коп. на периферии. Оплатить можно от 10 минут стоянки.
Оплата: через смс или паркомат.
Киев
Население: 2 миллиона 908 тысяч человек.
Стоимость: 40–75 коп. в час в зависимости от приближения к центру. Оплачивать парковку необходимо с 8:00 до 20:00.
Оплата: при помощи заполняемого талона, смс-сообщения или паркомата.
Минск
Население: 1 миллион 959 тысяч человек.
Стоимость: 1 руб./час, сутки — 14 руб., в нерабочее время стоянку оплачивать не нужно.
Оплата — через заполнение покупного талона, смс или паркомат.
Первые улицы с платной парковкой появились в столице Беларуси в 2015 году, но до сих пор они расположено отдельно друг от друга и не образуют сплошную зону.
В целом парковочная система Минска отличается низкой собираемостью платы из-за отсутствия прописанной в законодательстве меры ответственности за неоплату стоянки. Но, как сообщает onliner.by, сейчас разрабатывается документ, регламентирующий штрафные санкции за уклонение от оплаты парковки. Для того, чтобы исключить возможность уклонения от оплаты парковки, во дворах жилых домов в Минске уже упростили порядок установки шлагбаумов.
Сергей Ляпин, архитектор, бывший специалист по благоустройству Железнодорожного района Сергей Поддубный, автор сайта gomeltrans.net, gomel.today