В Гомеле энтузиасты предлагают создать туристический квартал деревянной архитектуры
Города стремительно растут. Как не утратить архитектурное своеобразие и сохранить уникальность облика?
Об этом еще четыре года назад задумался студент Белорусского госуниверситета транспорта Сергей Ляпин. Дипломную работу будущий архитектор посвятил созданию в историческом районе Гомеля, известного под названием Свисток, квартала деревянной архитектуры, еще сохранившейся на улицах областного центра. С тех пор разговоров вокруг проекта много. Однако дело пока не движется.
О том, что гомельский стиль деревянного зодчества – уникальный, научными мужами уже доказано. Неприглядная на первый взгляд дореволюционная деревянная застройка на самом деле и есть фишка Гомеля. Особенность эстетики в том, что дома украшались богатым деревянным декором. Дизайнерские наработки местных мастеров не повторялись. Сергей Ляпин, досконально изучивший тему, точно знает:
– Это гомельская ДНК, присущая нашему городу особенность, которая в таком соединении деталей не встречается в других регионах Беларуси, России, Украины.
Сергей предлагает небольшой экскурс на улицу Новополесскую в центре города. Ряд деревянных домов соседствует с многоэтажкой-высоткой. «Зависаем» у одной избушки:
– Вот это дом 1924 года постройки. Прошлым летом мы восстанавливали здесь старинный декор на окнах. Тем самым хотели показать, что такие дома могут и должны существовать и в XXI веке. Но в результате новых застроек город теряет уникальные образцы деревянного зодчества. А ведь из самых ярких можно было бы создать квартал, наполнив его исключительно туристическим содержанием.
Сергей разворачивает проект. Тот самый район Свисток. Ныне пустырь неподалеку от реки Сож и Гомельского дворцово-паркового ансамбля так и просится в малое туристическое кольцо областного центра. Именно здесь молодому архитектору видится культурно-развлекательный квартал, подобный этнографическому музею Скансен в Швеции:
– Сюда можно было бы перенести часть сохранившихся домов, некоторые здания воссоздать по снимкам, архивным документам. А в целом все это отдать под туристическую индустрию: музеи, сувенирные магазины, кафе.
Идея, понятно, не из дешевых. Видимо, поэтому быстрого отклика у местных властей пока не находит. Зато прописана она детально. Если задумку облечь в инвестпроект и включить в предложения для потенциальных инвесторов, как знать, быть может, реализуется гораздо быстрее, чем это видится сегодня. Нужно только начать.
Фото автора и Сергея Ляпина, Знамя юности