В Гомеле снимают кинопроект «Судьба»
О белорусском кинематографе можно говорить бесконечно. Вспоминать золотое время «Беларусьфильма», искать причины, почему сегодня мы не можем повторить былой успех, сетовать на малые бюджеты, которые не позволяют, так сказать, развернуться на полную катушку. Нас, таких любителей пообсуждать, а ещё лучше покритиковать, – вагон и маленькая тележка. Но, к счастью, есть и те, кто вместо долгих рассуждений берётся за дело. Называть таких людей можно по-разному: патриоты, энтузиасты или просто мечтатели, однако, как показывает практика, именно они и пишут историю. Режиссёр Павел Шукевич собрал команду для съёмок гомельского кинопроекта «Судьба». Вы прочитали всё верно: это гомельский проект, с нашими актёрами, операторами и сценаристами. И, конечно же, с родными пейзажами. В настоящий момент отснят пилотный вариант, основное действие которого разворачивается на набережной реки Сож. Трудностями рабочего процесса и романтикой киношной жизни с читателями «ГВ» поделилась съёмочная группа «Судьбы».
От фотокружка до академии искусств
Чтобы сесть в режиссёрское кресло, Павел Шукевич прошёл довольно тернистый путь. Сначала был детский фотокружок, потом первая камера, на которую смогли заработать родители. «В 1999 году я стал индивидуальным предпринимателем с видом деятельности производство кино- видеофильмов, начал заниматься свадебными съёмками, – вспоминает режиссёр. – Со временем захотелось роста, и я пришёл на Первый городской телеканал в качестве оператора». Затем последовали Московская высшая национальная школа телевидения (специальность «Операторское мастерство телевизионных программ») и, наконец, Белорусская государственная академия искусств («Режиссура кино и телевидения»), где Павел обучается в настоящее время.
Как второй оператор, то есть человек, который снимает весь материал, Павел Шукевич принимал участие в двух военных короткометражных лентах: «Героевский» и «Марта никогда не узнает». А вот проект «Судьба» стал его первой работой в качестве режиссёра.
«Скажу честно, идея принадлежит мне. Моя молодость выпала именно на 90-е годы – время серьёзной расслойки общества, – рассказывает Павел. – Кто-то был очень богат, а кто-то за чертой бедности. Я много читал, смотрел, анализировал людские судьбы и появилось желание снять фильм, рассказывающий о жизни и обществе того времени».
Чтобы осуществить задуманное, режиссёр стал собирать команду. Написать сценарий пригласил свою коллегу по Первому городскому телеканалу Ольгу Бородину. В операторы-постановщики выбрал выпускника БГАИ Павла Антонова, с которым немало времени работал вместе. Ассистентом режиссёра по актёрам стал Михаил Гулаков, окончивший в своё время Щукинское театральное училище, а вот в звукорежиссёры позвали Светлану Сокол, работавшую над фильмом «Белые росы 2. Продолжение». «Съёмочная группа очень сильная, я доволен ребятами и очень им благодарен», – признаётся Павел.
Снимали пилот на протяжении пяти дней. Локации выбирались согласно сценарию. «Конечно, если бы мы отошли от этого, работа значительно упростилась, – говорит режиссёр. – А так как встреча героев происходит ночью, пришлось полностью расставлять осветительную базу, нужно было очень много света».
Кинорынок Беларуси
В пилотной версии перед зрителем предстают два главных героя: Анатолий в исполнении Сергея Кривды и Тимур, которого играет Дмитрий Нестеров. Первый – богатый бизнесмен, второй – человек, оказавшийся на самом дне и живущий на улице. И всё же судьбы этих персонажей тесно переплетены. Из диалогов мы узнаём о бандитской юности Анатолия, счастливом случае, когда ему досталась крупная сумма денег и получилось открыть легальный бизнес. Тимур же рассказывает о своём детстве на Урале. Он был отличником и шахматистом, поступил в престижный вуз и получил грант на создание собственного бизнеса в Беларуси. Однако по наивности Тимур поделился своими планами со случайным попутчиком…
Павел Шукевич немного приоткрывает завесу тайн и признаётся, что главные герои по мере развития событий начнут дружить, у них появится и контр-герой – в общем, сюжетные ходы заставят поволноваться каждого телезрителя, главное, чтобы проект получил продолжение. В настоящее время отснятый материал готовится к рассылке по продакшенам в поисках инвесторов.
«В нашей стране много талантливых людей. Но молодые, амбициозные актёры и режиссёры сталкиваются с ситуацией, когда они не нужны на этом рынке. А не нужны потому, что нет самого рынка, – считает Павел Шукевич. – В год в стране выходит 4–5 белорусских фильмов, а на наших площадках снимается огромное количество российских картин, которые приносят неплохие деньги. Если на Гомельщину привлечь инвесторов, которые действительно будут вкладываться в кино, это позволит не только получить прибыль, но и поднять рейтинг области и республики в целом. И это не говоря о том, что киноиндустрия – безумно интересная вещь. Я думаю, если грамотно поставить процесс на колёса, то поехало бы, и хорошо поехало», – уверен режиссёр.
Нередко в упрёк белорусскому кино ставят обилие фильмов военной тематики. Не раз приходилось слышать мнение о том, что от таких картин зритель уже просто устал. Однако Павел Шукевич считает иначе: «Образы Великой Отечественной войны очень глубоко запали в наше сознание. Мы имеем полнейшую базу костюмов. Есть прекрасные реконструкторы, которые могут восстановить всё в мельчайших подробностях. Никто не сделает этого лучше нас. Именно поэтому так часто белорусские картины посвящены военной тематике. А в целом, думаю, фильмы должны быть в равных пропорциях: и поучительные, и развлекательные, и глубоко философские. Свою картину я отнёс бы к последним».
Хочется, как Вачовски
В обычной жизни режиссёр смотрит фильмы всех жанров, причём ежедневно – не меньше двух. Есть у Павла Шукевича и кумиры, на кого хотелось бы равняться: «Из современных нравятся работы братьев Вачовски и Стэна Ли. Недавно смотрел «Восхождение Юпитер» Вачовски, и, надо признать, очень мощный фильм. Они всегда идут в ногу со временем. Ищут новое, что никто никогда не показывал, и в то же время пытаются донести свою философию. Яркий пример тому – трилогия «Матрица». Это мне в них и нравится».
Картины дуэта Вачовски отличает мощная визуальная составляющая. Взять тех же «Матрицу» и «Восхождение Юпитер». Создание подобных компьютерных эффектов в белорусских фильмах кажется практически невозможным. И снова Павел Шукевич опровергает это: «Сегодня кинокомпания New Wave Production работает над художественным фильмом-сказкой «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки». Когда я посмотрел несколько кадров графики, то был в шоке: не мог поверить, что это делают у нас в Беларуси. Выдавать фантастическую графику вотечественных фильмах возможно. А если что-то мы воплотить не в силах, это могут сделать зарубежные конторы».
Идей и задумок у Павла Шукевича хоть отбавляй. Достойная команда уже имеется, а желание творить так и вовсе безгранично. «Создание фильма – колоссальный труд. Да, приходится очень тяжело, и всё же это непередаваемая романтика. Кто попробовал однажды, хоть раз окунулся в атмосферу киношной жизни, считайте, пропал навсегда», – смеётся режиссёр. Ближайших планов Павел Шукевич не раскрывает, но признаётся, что был бы не прочь снять фильм, основанный на славянских мифах и легендах: сказки будут интересны во все времена. Что ж, всей съёмочной группе во главе с режиссёром остаётся пожелать удачи и, конечно, чтобы поиски инвесторов увенчались успехом.
Сычкова Татьяна, фото: Анна Пащенко, Гомельские ведомости