Журналисты «Советского района» узнали, какие изменения ждут Гомель в будущем

0 55

Общественное обсуждение нового ге­нерального плана развития Гомеля про­ходит без видимого ажиотажа.

Схему вывесили на всеобщее обозрение ещё 26 октября, однако на конец прошлой не­дели в опломбированной урне для сбора замечаний сиротливо лежали всего три листа бумаги, а на тематической ветке гомельского форума дискуссия даже не начиналась.

Между тем схема действительно ин­тересна. На ней можно увидеть планиру­емое изменение городских границ, пло­щадки под новые микрорайоны и парко­вые зоны, отследить судьбу частной за­стройки и изменение её структуры.

Новый генплан Гомеля рассматривать лучше в оригинале на Пролетарской, 43
Новый генплан Гомеля рассматривать лучше в оригинале на Пролетарской, 43

Есть и другие нюансы, к которым об­щество будет небезразлично. Например, переход некоторых существующих зелё­ных зон в «оранжевые» — то есть под многоэтажную застройку. «Советский район» вгляделся в многоцветье архи­текторских задумок.

Куда будет расти город?

Наибольший прирост городской тер­ритории ожидается с юга — в Новобе­лицком районе. Согласно предложениям сотрудников БелНИИПградостроитель­ства, именно в ту сторону будет застраи­ваться город после освоения существую­щих площадок. А их, как мы уже писа­ли, осталось на два-три года максимум.

— Площадки зарезервированы за объ­единением «Кристалл» вдоль чернигов­ской трассы. В глубину — вплоть до су­ществующего 104-го микрорайона. Но­вые микрорайоны обещают быть ком­фортными с точки зрения экологии. Ведь с юга они будут опоясаны лесом, — уточ­нил заместитель начальника управле­ния архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кирилл Га­пеев. — Вплотную к 104-му эти масси­вы примыкать не будут. Буфером послу­жат существующая усадебная застройка, гаражи и зелёная полоса. В генплане в этом месте точечно внесли резервы под торгово-административные учреждения, но продолжат эту тему уже при деталь­ном планировании.

В Советском районе город прира­стёт только за счёт спортивного объек­та. Впервые в черту областного центра предложено внести Макеевский лес, в котором в перспективе построят лыже­роллерную трассу.

Схема лыжероллерной трассы в лесном массиве за Медгородком

Если же смотреть шире и иметь в виду границу не столько административную, сколько визуальную, то запланировано и другое изменение, о котором вслух ещё никто из чиновников не говорил. Боль­шой участок леса в районе пригородной остановки «Солнечная» за перекрёстком улицы Объездной и Речицкого проспекта внезапно тоже стал «оранжевым».

— Да, этот участок также запла­нирован под многоэтажную застрой­ку, — подтвердил Кирилл Викторович. Подтвердил с оговоркой, что зональное отнесение в генплане ещё не означает старт лесоповала уже завтра. Намере­ния, однако, задекларированы. И вряд ли столь заманчивая территория не при­влечёт инвесторов даже для коммерче­ской застройки.

Ещё одну площадку под многоэтажки предлагают освоить на северном въезде в город со стороны Ерёмино. Тут ничего сносить не понадобится. Дома построят на берегу живописного озерца, вдали от городского шума.

Изменения в Советском

Потенциально большой проектиру­емый микрорайон «Южный» западнее «Шведской Горки», фигурировавший в ге­неральных планах с советских времён, в проект нового документа не попал во­обще. Территория отнесена во внутрен­ний резерв города, и строительство на ней не предусмотрено.

Зато предусмотрено расширение ми­крорайона «Шведская Горка». Результаты предварительных изысканий позволили внести в план жилой массив между ми­крорайоном в его нынешних границах и улицей Хмельницкого. Пятно будущего Любенского рынка не тронули.

«Встроили» многоэтажки и на улицу Космическую, неподалёку от КПП вой­сковой части 5525. Зона застройки втор­глась в квадрат соснового бора.

— На самом деле многоэтажные дома предлагается построить на месте ветхих двухэтажек, которые в этом квартале уже стоят, — успокоил начальник отдела ар­хитектуры и строительства администра­ции Советского района Гомеля Павел Млынарчик, готовивший документы к общественному обсуждению этого про­екта. — Конечно, потребуется реабили­тация существовавших и строительство новых инженерных сетей, но от этого по­страдают не более 15% деревьев.

Что пойдёт под ковш?

Судя по схеме, важным ресурсом уве­личения плотности населения в Гомеле столичные архитекторы продолжают считать усадебную застройку. Правда, уже не в тех масштабах, что раньше. Часть исторически сложившегося част­ного сектора реабилитировали.

Вместе с тем вдоль улиц Барыкина, Хмельницкого и Полесской низкоэтаж­ные домики снесут полностью независи­мо от их ценности. Вдоль улицы Бары­кина глубина сноса на первом этапе со­ставит 130 м от осевой линии по обеим сторонам магистрали. На нечётной сто­роне на том пока и успокоятся, так что жители улицы Островского могут не опа­саться за свой сквер.

А вот кварталы на чётной стороне поэтапно пойдут под ковш вплоть до улицы Белорусской. А там — покажет время. На всякий случай градостроите­ли оставили в резерве под многоэтажки весь частный сектор до Мозырской улицы.

Улицу Хмельницкого, и это тоже не новость, будут расширять до шести по­лос, что само по себе потребует сноса. Речь идёт об участке от улицы Барыкина до Сельмашевского путепровода. А уже после расширения местные жители смо­гут отмерить в обе стороны ещё по 130 м, чтобы понять, где станут жилые многоэтажки и торгово-офисные центры. На­чинать снос будут с чётной стороны, не­чётная — в резерве. Судьбу частных до­мов по другую сторону, от Куйбышев­ского проезда до Быховской улицы, рас­смотрят позже, но в красной рамке, то есть в резерве, и эта земля.

Улицу Хмельницкого расширят до шести полос

На такое же расстояние от осевой ли­нии в обе стороны обрастёт многоэтаж­ками по идее и Полесская улица. В гра­ницах Советского района по-прежнему выделен оранжевым микрорайон Полес­ский, который предположительно займёт место до улицы Горького.

О расширении улицы Бочкина на всём протяжении речи уже нет. Но это не значит, что её облик оставят на са­мотёк. Непосредственно у красной ли­нии больше нельзя будет строить дома эконом-класса.

— На практике это будет означать, что администрация района согласует стро­ительство только домов и хозпостроек с повышенной архитектурной вырази­тельностью, — прокомментировал Па­вел Млынарчик. — Вместе с тем уже су­ществующие строения останутся непри­косновенными. Они будут стоять столь­ко, сколько позволит им собственный за­пас прочности.

Такая же зона особой выразительно­сти отмечена на берегу залива Сожа в Монастырьке вдоль кромки воды и про­ектируемой автодороги.

Дороги и зоны отдыха

Транспортные связи — отдельная те­ма. Архитекторы, помимо «заморожен­ной», но хотя бы начатой строитель­ством Север — Юг, нанесли на схему ав­тодорогу, которая должна связать Швед­скую Горку с Любенским микрорайоном и вдоль улицы Толстого выйти к заво­ду измерительных приборов. В реали­зации этого плана в срок действия ген­плана есть сомнения даже у тех, кто вы­нес документ на обсуждение.

Есть мысль создать ещё одну связь Шведской Горки с Монастырьком с вы­ходом на трассу, описанную выше. Но это выглядит совсем уж фантастичным, так как потребует строительства нового моста, а город не может его осилить и в более актуальных точках.

Составляя план, сотрудники проект­ного института не озадачились исклю­чительно размещением новых жилых коробок. Они уделили внимание и зо­нам отдыха. Под занятия спортом кро­ме упомянутой лыжероллерной трас­сы отвели большой участок в Любен­ском микрорайоне. Раньше уже озву­чивалась информация о строительстве здесь футбольного манежа. Форма кон­кретных сооружений может ещё изме­ниться, но спортивное назначение объ­екта — уже нет.

Огромный пустырь на берегу Любен­ского озера напротив Роповского пляжа тоже хотят взять в оборот и разбить на этом месте парк. А сравнительно неболь­шой участок на берегу залива исполь­зовать под гомельский яхт-клуб. Павел Млынарчик рассказал нам, что под это дело даже сформирован и выставлен на аукцион земельный участок площадью 0,9 га, только вот инвесторы очередь за ним пока не заняли.

И это не единственные решения, спо­собные положительно повлиять на эко­логию. В Советском районе, в частности, градостроители предлагают освободить территорию, занимаемую предприятием «Сантэкс». В центре города под вынос определены заводы «СтанкоГомель» и судоремонтный.

В общем, идей у минских архитек­торов хватает. Но жить в Гомеле будут гомельчане. И сегодня им предлагают высказать своё мнение о будущем род­ного города. Времени осталось немного: предоставленная законом возможность будет исчерпана после 9 ноября.

Евгений Захаров, Светлана Коломиец, фото Вячеслава Коломийца, «Советский район»

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.