Директор ДК «Гомсельмаш»: о жизни и искусстве
Дома на её полках множество книг по живописи и балету, а в рабочем кабинете стоит букет свежих роз. «Мне кажется, главный мой талант – это способность работать», – говорит директор Дворца культуры ОАО «Гомсельмаш» Раиса Ветрова, которая почти полвека трудится в сфере культуры, а учреждением, которое знает каждый заводчанин, руководит 37 лет. Улыбчивая, внимательная, с чувством юмора и невероятно молодая. Эти слова едва ли могут в полной мере охарактеризовать эту прекрасную женщину. О своём пути в искусстве и о том, какое влияние оказывает творчество на формирование человека, Раиса Васильевна рассказала корреспонденту «ГВ». А начиналось всё с танца…
– После школы в 17 лет я пошла работать на фабрику «8 Марта», – вспоминает Раиса Ветрова. – И на одном комсомольском собрании услышала о хореографическом коллективе. Записалась. Вначале ничего не получалось. Поставят танцевать, а я всё не в лад да невпопад пляшу. Руководитель ансамбля Леонид Иванов, глядя на меня, говорил: «Уберите эту высокую девушку». Для тех времён мой рост 164 сантиметра казался достаточно высоким. А потом стало получаться, да так, что меня отправили в Минск на хореографические курсы и вдобавок выбрали старостой коллектива. Вскоре я вышла замуж и уехала в Казахстан. Поселилась в городке, жители которого добывали на руднике золото. Как-то один рабочий взял баян да как заиграет! Я не выдержала и стала плясать. Делала это с такой улыбкой, что местные жители пришли в недоумение. Они не видели, чтобы кто-то так весело танцевал. Ко мне даже знакомый подошёл, спросил: «Рая, ты часом не выпила?» А вскоре в городке построили Дом культуры горняков и мне, зная, что неплохо танцую, предложили его возглавить. Я выглядела моложе своих лет и до 32 лет танцевала с дочерями горняков. А потом снова вернулась в Гомель.
– И попали на работу во Дворец культуры?
– Так как кроме учёбы в школе у меня не было образования, то в ДК «Гомсельмаш» меня взяли с испытательным сроком. В первый день работы тогдашний директор мне сказал: «Послезавтра нужно организовать в большом зале мероприятие “Проводы в армию”. Сможешь?» «Дайте мне телефон военкомата и комитета комсомола», – ответила я. В итоге всё получилось, потому что опыт подготовки подобных мероприятий уже был. А затем организовала вечер, посвящённый годовщине освобождения Гомеля. После этого директор мне сказал оформляться на постоянную работу. Это было в 1971 году, а с 1978 года я стала работать во Дворце в качестве директора.
– Не тяжело много лет управлять таким внушительным учреждением?
– Думаю, дело не в масштабах. Независимо от того, являешься ли ты бригадиром участка цеха, председателем колхоза или директором учреждения культуры, руководителем быть всегда сложно. Потому что нужно нести ответственность за всё. И даже если непосредственно не влияешь на какую-то ситуацию, всё равно в конечном счёте спрос будет с директора.
Жить в творческой среде
– Раиса Васильевна, насколько важную роль играет ваше учреждение в формировании культурной среды?
– Тут нужно понимать, что потребность личности развиваться в сфере культуры закладывается не во Дворце, а в первую очередь в семье. А наши занятия развивают творческие способности, предоставляют возможность физического совершенствования и позволяют общаться несколько на ином уровне, нежели в семье или на работе.
– А что повлияло на формирование вас как личности?
– Я воспитывалась на книгах «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», «Улица младшего сына» и других. Именно эта литература формировала моё отношение к любому делу, которым я занималась и, в частности, к людям рабочей профессии. Это воспитывало во мне восхищение человеком труда. И отсюда сформировалось моё отношение к «Гомсельмашу». Когда я впервые пришла на завод, то поразилась его огромным цехам. Люди, машины! Испытала настоящую гордость за труженика. Я думаю, не последнюю роль в формировании отношения гражданина к своему делу играет культура. И если он воспитан, образован, умеет получать эстетическое наслаждение от процесса работы, то он априори не может позволить некачественную работу.
Что такое счастье?
– Раиса Васильевна, какими личными качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель, чтобы выполнять такой огромный фронт работы? Ведь во Дворец входит 30 клубных формирований, объединяющих около 1200 человек.
– Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу предысторию. Когда я училась в Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры, с нашей группой проводили тестирование психологи. Я первая шустро ответила на все вопросы анкеты и покинула аудиторию. По результатам тестирования психолог тет-а-тет беседовал с каждым студентом. Мне сказал: «Вы относитесь к такому типу людей, которым я не могу сказать ничего нового. Вы хорошо знаете свои недостатки и также хорошо достоинства. Но для того, чтобы вы убедились, что вы правильно себя оцениваете, я вам всё-таки кое-что расскажу. Вы человек огромной эрудиции, но у вас нет амбициозных устремлений. Вы не нарушаете правил социалистического общежития, но всё-таки держитесь автономно». И действительно. Вся наша группа студентов в Эрмитаже ходила смотреть гобелены, а я – картины Куинджи. А потом они шли по Невскому проспекту, а я в 50 метрах позади, рассматривая архитектуру домов. У меня это получалось не специально, а само собой. Почему? Точно не знаю. Возможно, мне присуще умение смотреть на всё со стороны, что позволяет более объективно оценить ситуацию. Это немаловажно в моей профессии, да и вообще в любой. А ещё мне присуща некая самостоятельность в принятии решений без оглядки на уже устоявшиеся традиционные методы работы. И когда всё удаётся, я испытываю большое удовлетворение.
– Получается, счастье не измеряется для вас материальными ценностями?
– Конечно, нет. Вообще скажите мне, пожалуйста, а что такое счастье? Каждый человек понимает его по-своему. Но для меня совершенно верно то, что счастье не может быть перманентным состоянием человека. Мы все бываем счастливы периодически. Например, целый месяц нет горячей воды, и вдруг на два дня раньше положенного срока её включили – какое счастье! Сын или дочь поступил в университет. И опять – счастье! Конечно, я говорю это полушутя. А если серьёзно, то хотелось бы пожелать накануне профессионального праздника всем работникам сферы культуры, наверное, самого главного, мира, покоя, согласия в семье и уверенности в завтрашнем дне, здоровья и удачи в делах. И чтобы сбылись все творческие задумки и амбиции. Ведь без этого в нашем деле нельзя.
* * *
Раиса Ветрова фотографируется для нашего издания, глядя на роскошный букет роз, и на комплимент о своей яркой улыбке, вспоминает: «Я училась в Гомеле в 10-й школе. Как-то во время перемены я со смехом спускалась по лестнице, а навстречу поднимался учитель литературы Александр Репетило. “Ветрова, – заметил он, – вам надо почаще улыбаться, а то сидите на уроке – мороз, а не девушка”. С тех пор стараюсь улыбаться как можно чаще».
Чернявский Дмитрий, фото автора, Гомельские ведомости