Технический прогресс в топонимике

История улиц, примыкавших к железной дороге с противоположной Залинейного района стороны, также была связана преимущественно с «железнодорожной тематикой». Даже названия их свидетельствуют, как правило, об этом же. Например, рядом с Либавской улицей (имени Шевченко) располагались улицы Железнодорожная, Техническая (в начале этой улицы находилось техническое железнодорожное училище), Кондукторский переулок. После Великой Отечественной войны от этих улиц не осталось и следа.

Был здесь и Слесарный переулок, иногда его называли Слесарным тупиком. Начинался он возле самой Привокзальной площади и шёл на север по направлению к Рогачёвской улице, но до неё не доходил, поскольку упирался в Горелое болото (отсюда — тупик). В этом переулке-тупике было сосредоточено несколько мелких мастерских слесарного профиля, размещавшихся как в достаточно добротных кирпичных домиках, так и в обыкновенных лачугах-времянках. В эти мастерские обращались за мелким ремонтом люди почти со всего города. На месте бывшего Слесарного тупика пролегает ныне улица с высотными жилыми домами, носящая имя И.В. Курчатова (эта улица формировалась и застраивалась в 60-е годы 20 века).

На плане Гомеля 1910 года одна из улиц, на которой находились Главные гомельские мастерские (вагоноремонтный завод), обозначена как Электрическая. Это очень знаменательное и красноречивое для истории города начала века название. Оно свидетельствует о том, что электроэнергия начала использоваться и в промышленности, и для освещения улиц. Современное наименование бывшей электрической улицы — улица имени Химакова (И.А. Химаков — директор вагоноремонтного завода с 1929 по 1937 год).

Любимый город, 9 января 2011