Энтузиасты гомельского исторического клуба восстанавливают раритетную технику и снимаются в кино
На международном фестивале «Славянское единство-2015» в Лоеве всеобщее внимание привлекала экспозиция раритетной авто- и мототехники. Белоснежный «ЗиМ», «Опель Адмирал», грузовик УралЗИС, военные мотоциклы фирмы БМВ и советский «Урал», экипированные ручными пулемётами, несмотря на свой солидный возраст, смотрелись так, будто только вчера сошли с конвейера.
Львиная доля представленной на выставке техники принадлежит членам военно-исторического клубного объединения «Честь мундира». Это крупнейшая в нашей стране организация подобного рода. В ней состоит порядка 80 коллекционеров-энтузиастов со всей Беларуси, увлекающихся военной реконструкцией.
Официально «Честь мундира» зарегистрировали шесть лет назад при содействии Гомельского горисполкома. Однако история объединения началась намного раньше. У его истоков стоял нынешний руководитель Владимир Колот. Он охотно согласился рассказать нашему еженедельнику, как реконструкторы по крупицам собирают историю и с какими трудностями при этом сталкиваются.
Мотоцикл по винтику, форму по пуговке
Сегодня «Честь мундира» реконструирует сразу несколько военных подразделений. Времени первой мировой войны — 160-й пехотный Абхазский полк и 92-й Брауншвейгский полк немецкой армии. Второй мировой — 17-й пехотный полк 31-й пехотной дивизии вермахта, 63-й стрелковый корпус до 1941 года и 37-ю гвардейскую Стрелковую дивизию РККА до 1943 года, партизанский отряд «Большевик», 83-й полк стрелков полесских имени Ромуальда Ругутта и 1-ю Польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко.
— У большинства членов объединения имеется несколько различных комплектов военной формы. Так что можем представлять воинские подразделения различных эпох и сторон конфликта. Всех их объединяет общая черта — история каждого так или иначе связана с Гомелем. Например, Абхазский полк хоть и был сформирован за пределами Беларуси, но долгое время размещался в нашем городе и ряды свои пополнял за счёт мужчин из числа местного населения, — для Владимира необычное хобби началось в начале 2000-х с одного-единственного костюма и поездки в Питер, который реконструкторы считают своей Меккой. Северная столица всегда славилась бережным отношением к истории. Клубы реконструкторов там существовали ещё в 70-е годы прошлого столетия.
Постепенно новое увлечение полностью захватило Владимира Колота. Вместе с друзьями-единомышленниками он скрупулезно собирал информацию о форме различных военных подразделений. В пока незарегистрированном официально клубе появилась техника.
Первый раритетный мотоцикл Владимиру подарили. Это был ИЖ-49 1952 года выпуска. Несмотря на то что мотоцикл с момента своего приобретения и до 2010 года находился в одних руках, он всё равно требовал ремонта.
— Ещё недавно старая авто- и мототехника ржавела в гаражах, её даже сдавали на металлолом… Сейчас у частных владельцев раритетов практически не осталось. Очень многое было продано в Россию или за рубеж, — с некоторым сожалением об упущенных возможностях говорит коллекционер. Сейчас в его автопарке насчитывается 8 отреставрированных мотоциклов, несколько машин и велосипедов.
Для реконструкторов аутентичность — главный критерий. В идеале в раритетном мотоцикле или авто должны стоять только родные и в рабочем состоянии детали. Но выдержать этот принцип получается не всегда. Многие детали приходится покупать с аукционов или делать самим. Родные шины для раритетных мотоциклов, например, уже практически невозможно достать. Даже если байк всё время простоял в гараже, с виду целые покрышки всё равно не пригодны для езды. С годами корд внутри них сгнивает. Новые колёса для раритетной мототехники выпускают в США. В среднем на реконструкцию одной единицы техники уходит 2-3 месяца.
— Реставрация помогает лучше узнать историю своей страны, — говорит руководитель клубного объединения. — Наверняка не многие знают, что практически все военные и послевоенные советские мотоциклы имеют немецкие корни. Перед началом Великой Отечественной в Советском Союзе практически не выпускалась качественная мототехника. А армии нужен был тяжёлый мотоцикл. Поэтому в Швеции анонимно закупили пять немецких BMW R71, которые отлично зарекомендовали себя в вермахте. Советским конструкторам поставили задачу сделать точную копию. С весны 1941 года близнеца BMW R71 начали выпускать на Московском мотоциклетном заводе под маркой М-72. Этот тяжёлый советский мотоцикл имел долгую жизнь. Выпускался с 1941 по 1960 годы. Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал.
На выставке в Лоеве BMW R71 и М-72 стояли рядом. Посетители экспозиции без труда могли сравнить два мотоцикла и убедиться в том, насколько они похожи.
— Советские конструкторы настолько точно скопировали «немца», что детали от него подходят к «Уралу», а при реставрации R-71 можно использовать запчасти от М-72. Мотоциклы «Киев», «Москва», «Минск» тоже имеют немецкие корни. После войны производство советской мототехники организовывали на базе трофейных технологий. Так, например, «донором» для советского автопрома в своё время стал известный немецкий завод DRW, — об истории раритетной техники Владимир может рассказывать часами, но реставрация двух и четырёхколёсных машин — лишь вершина айсберга в работе клубного объединения «Честь мундира».
Цена вопроса
Занимаются реконтсрукторы и воссозданием военной формы прошлых лет. Требования к экипировке строгие. На официальном сайте клубного объединения есть перечень вещей, которые должны быть в комплекте той или иной формы. В среднем обмундирование солдата РККА обойдётся в 700 долларов, солдата вермахта — 1100-1200. И это без стоимости макетов оружия!
— Всё потому, что экипировка немецких солдат была качественнее и, соответственно, дороже, — объясняет Владимир. — Реконструкторы готовы платить за своё увлечение такие деньги, при этом не делают культ из вещей. Мы регулярно совершаем полевые выходы. В полном обмундировании идём дорогой, по которой двигалось то или иное военное подразделение. Иногда приходится и по болотам пробираться… Форма при этом, конечно, портится, но зато приобретает аутентичность. К тому же подобные мероприятия — лучший способ прочувствовать историю на себе. Сравнив в полевых условиях обмундирование красноармейца и солдата вермахта, понимаешь, что немцам отступать было сложнее. Слишком много вещей, пусть и качественных, обеспечивающих комфорт в боевых условиях, приходилось тащить на себе, — делится впечатлениями Владимир и тут же вспоминает, как однажды на привале полевого выхода к участникам мероприятия подошёл дедушка.
— Хлопцы, а я помню, как фашисты отступали вот точно так же, как вы… по этой самой дороге, — обратился к парням, переодетым в немецкую форму, очевидец давних событий. Для реконструкторов это было лучшей похвалой. Значит, изучение исторических документов и учебников, кропотливая работа над комплектацией формы не прошли даром.
— Мы ни в коем случае не пропагандируем вермахт. Просто хотим сохранить историю. При этом есть одно обязательное условие — Красная Армия в наших постановках всегда побеждает, — утверждает Владимир.
Одеть Бондарчука
В последние годы тема мировых войн стала популярной. Всё больше людей приходят в исторические клубы. Наконец, организаторы различных фестивалей и праздников начинают понимать, что работа таких организаций должна оплачиваться или хоть как-то поощряться, потому что в своё увлечение люди вкладывают немалые деньги. Гомельский горисполком, например, клубу «Честь мундира» выделил несколько боксов для хранения техники. Компенсировать денежные издержки объединению удаётся за счёт участия в съёмках документального и игрового кино. На счету гомельских реконструкторов десятки разных фильмов. Вот наиболее известные: «В июне 41-го», «Сталинград», «Пять невест», «Поп», «Охота на гауляйтера».
— Если вы хотите снять качественный исторический фильм, нужно обязательно приглашать реконструкторов, — убеждён Владимир Колот. — У советских киностудий были все необходимые военные реквизиты и техника, но после распада СССР ситуация изменилась. Теперь найти нужные автомобили, мотоциклы и даже боевую технику зачастую можно только в исторических клубах. Они гарантируют достоверность своего реквизита.
— В документальном фильме «Первая мировая. Самоубийство Европы» Фёдор Бондарчук сыграл русского офицера. Форму известному режиссёру и актёру предоставили мы, — к документалистике у Владимира Колота особое отношение. Два года подряд фильмы, в работе над которыми принимали участие энтузиасты из объединения «Честь мундира», получают престижную награду «Телевершина». Так, в 2015 году проект «Испытание. Кровь вермахта», снятый Белтелерадиокомпанией и телекомпанией «ВоенТВ», победил в номинации «Лучший документальный фильм».
В современных фильмах реконструкторы замечают множество неточностей и ляпов.
— Я как-то подсказал режиссёру, что в его фильме эсэсовцы ходят в чёрной форме. Хотя с 1939 года они носили серую, а в чёрной служили немецкие полицейские, — рассказывает Владимир Колот. — В ответ услышал: «Я снимаю кино для домохозяек. Фашисты в чёрной форме страшнее выглядят». Творческий подход — это хорошо, но в своей работе на первое место мы всё-таки ставим историческую достоверность и уважение к истории.
Михаил Шевелев, фото автора и из архива клуба «Честь мундира», «Советский район»