Гомель в описании 1867 г.

Недавно, работая в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске, я обнаружил интересный документ: «Статистическое описание города Го­меля 1867 г.». Документ интересен тем, что он малоизвестен и показывает состояние города в период, который пока ещё мало изучен. Так что же представлял собой Гомель в 1860-е гг.?

«Гомель составлял прежде казённое имение, пожалованное в безпереоброч­ное (т.е. за пользование землёй жители города были обязаны платить вла­дельцу оброк и эта повинность не подлежала изменению – авт.) владение князю Паскевичу-Эриванскому; но в 1865 г. оброчные статьи и 207 участков земли переданы в ведение города, остальные же земли находятся в ведении Государственных имуществ». В Гомеле насчитывалось 12556 жителей, в том числе в Белице — 1751. Большинство жителей были православными, иудеями и староверами. Проживали также католики и небольшое количество протестантов. По феодальному принципу жители го­рода делились на сословия: мещан, купцов, дворян, крестьян и другие.

Граница городских земель на севере в то время доходила до Кавказского рва (современный Подгорный переулок, который в то время проходил дальше к Советской мимо современного здания цирка). Далее граница города вклю­чала в себя усадьбу городской больницы (находилась напротив цирка) и про­ходила примерно по линии: городская больница – перекрёсток Ирининской и пр. Ленина (православное кладбище) – угол Крестьянской и Катунина – угол Нововетренной и Речицкой – угол Педченко и Гагарина. И далее по Гагарина, Интернациональной и линии железной дороги. Здесь уже находилась Спа­сова слобода, заселённая преимущественно старообрядцами, за слободой – предместье Монастырёк. Отдельно, на выезде из города, на шоссе в губерн­ский город Могилёв (современная улица Советская) находились казармы ин­женерного ведомства (территория фабрики «Труд»).

На прилегающих к городу территориях находились поля, огороды, ветряные мельницы, жилые и хозяйственные постройки жителей, иногда представляв­шие из себя небольшие поселения-застенки и хутора. В это время уже име­лось довольно значительное население на месте современных улиц Госпи­тальной, Портовой (этот район позднее известен как «Кавказ») и Подгорной.

Гомель был прежде всего торговым городом. Он находился на Петербургско-Киевском шоссе, судоходной реке Сож и производил «весьма значительную торговлю хлебом и солью, привозимых из южных губерний по рекам Днепру и Сожу». Довольно значительной была также торговля лесом. В Гомеле про­ходили три ярмарки: Васильевская — 1 января, Крестовоздвиженская — 14 сен­тября и на Троицын день (в мае – авт.), каждая из которых продолжалась по одной неделе, но наиболее массовой была первая.

Производство было представлено мелкими ремесленными мастерскими. В городе имелось всего одно крупное предприятие — свеклосахарный завод князя Паскевича, на котором работало более 200 рабочих — мужчин, женщин и мальчиков, один мастер и несколько мастеровых.

Деловым и торговым центром Гомеля в то время являлась Базарная площадь (район современной площади Ленина и прилегающие территории). Там про­ходили ярмарки и значительная часть розничной торговли. На площади на­ходился Гостиный двор и множество каменных и деревянных лавок. Жи­тели города стремились жить как можно ближе к площади, т.к. поблизости от неё было выгодно открыть лавку, сдать в аренду землю или помещения. Кварталы города занимали более 185 десятин земли (десятина равна 1,0925 га), из которых городским жителям принадлежало только 44 3/4 десятин, ос­тальные территории занимали казенные крестьяне, постройки и сады князя Паскевича и военно-инженерного ведомства. Всё это приводило к большой скученности построек, особенно в центре города. «При значительном числе городских жителей, такое малое пространство земли, занимаемое их населе­нием было причиной тесноты в расположении построек, особенно в центре города, где они сгруппированы почти сплошной массою». К тому же почти все эти постройки были деревянными и многие из них с соломенными кры­шами. Гомель, построенный при Румянцевых, уже перерос те размеры, кото­рые были ему тогда отведены. Население росло, а территория его не увели­чивалась. Эти обстоятельства приводили к частым пожарам в Гомеле в 1850-60-е годы.

Первый сильный пожар произошёл в 1856 году когда в городе сгорело 540 до­мов (из более чем 1200). Следующие крупные пожары случились в 1859 и 1863 годах. Но особенно ужасным был пожар, произошедший в Гомеле во время Троицкой ярмарки в ночь с 13 на 14 мая 1865 года. Тогда загорелась одна из ла­вок на Базарной площади. Огонь быстро перекинулся на соседние лавки, Гостиный двор и прилежащие кварталы. В результате пожар истребил весь центр города. Сгорел каменный двухэтажный Гостиный двор, построенный ещё при Румянцевых, лавки на площади, деревянные дома по Ба­зарной (Трудовая), Резницкой (позднее Мясницкая, Коммунаров), Лужевой (предположительно Миллионная, Билецкого) и Берёзовой (барона Нолькена, Ланге) улицам.

Горький опыт предыдущих событий вынудил городские и губернские власти принять меры, чтобы происшедшее больше не повторилось. Прежде всего, в 1860-е годы была расширена территория Городского пожарного двора (находился на месте современного здания Белтелекома). По проекту генерального плана г. Гомеля предполагалось расширить Базарную площадь сзади Гостиного двора и снести находившиеся там дома и лавки. На месте сгоревшего Гостиного двора, выстроенного в одну линию, предполага­лось построить Гостиный двор с торговыми рядами в форме прямоугольника с внутренним двором и выездом из него с четырёх сторон. На месте пого­ревших деревянных домов в соседних кварталах жителям предлагалось по­строить каменные или получить новые участки под застройку на окраинах города. Строить деревянные дома на месте сгоревших домов запрещалось. На месте сгоревших домов «между улицами Резницкой и Базарной против синагоги» (сейчас на этом месте находится братская могила советских вои­нов и вечный огонь) предполагалось устроить лавки для мелочной продажи «ввиду того, что место это, находясь в центре города, представляет собой большую выгоду для означенной торговли». Владельцы земельных участков и домов, предназначенных под снос, неоднократно писали прошения могилёвскому губернскому начальству с просьбой оставить им участки и разре­шить строить на них деревянные дома, так как они совершенно разорены по­жаром и средств для постройки каменных домов у них нет. Но интересы го­рода были выше интересов отдельных домовладельцев и власти продолжали разрабатывать проект генерального плана Гомеля.

Предполагалось также построить две пристани в разных концах города и устроить к ним удобные подъезды. Торговая пристань для причала и вы­грузки товаров с судов должна была находиться в устье Киевского спуска, другая пристань — в устье Ильинского спуска — предполагалась для выгрузки лесных материалов. «Внутри города, невдалеке от городской больницы, при шоссейной дороге, находится искусственная сажелка или пруд, необходимый на случай пожаров. Место вокруг сажелки ничем не занятое, пустопорожнее и в настоящее время не имеет никакой благовидности» (имеется в виду место современного сквера). Поэтому предложено было устроить вокруг пруда городской бульвар.

Ещё одной проблемой города были кладбища, которые к тому времени находились в черте города, что «было несогласно с законом». Поэтому решено было эти кладбища в перспективе закрыть, и отвести для них, а также для кузниц, фабрик, скотобоен, кожевенных и других заводов места за чертой города в «узаконенном от городских построек расстоянии».

27 октября 1867 года на общем собрании городского общества в присутствии городской думы проект генерального плана был «найден составленным ос­новательно и соответствующим как средствам, так и нуждам города и удоб­ству жителей, а посему одобрен…» а затем утверждён руководством губер­нии.

В конце 1860 годов город стал быстро расти в северном и западном направле­ниях. Дополнительный толчок развитию Гомеля дало проведение через него в 1873 году линии Либаво-Роменской железной дороги. Город стал быстро осваивать территории, прилегающие к вокзалу.

Как генеральный план реализовывался на практике, мы видим из документов и изданий последующих десятилетий. В 1870-е годы на месте бывшего пустыря был устроен городской сад (бульвар), ставший одним из любимых мест отдыха горожан (современный сквер), в устьях Киевского и Ильинского спусков были построены две пристани и к ним обустроены два спуска к реке. В 1879 году на Базарной площади было выстроено 10 каменных лавок и тем положено начало постройке Гостиного двора (сооружение всего комплекса Гостиного двора в его проектируемом виде было окончено только к началу 20 в.). Бли­жайшие к площади кварталы города теперь застраивались кирпичными до­мами.

Городские власти провели и другие мероприятия, которые способствовали уменьшению пожароопасности и придали го­роду более благоустроенный и современный вид. В 1870-е годы было введено освещение на улицах, по­падающиеся на некоторых домах соломенные крыши по настоянию полиции все без исключе­ния были заменены деревян­ными. По постановлению городской думы почти по всем улицам были устроены деревянные тро­туары, началось мощение улиц булыж­ником.

Старые кладбища были закрыты в 1880-е годы. Вместо них тогда же были от­крыты новые: православно-католическое Засожское (на въезде в Белицу, поя­вилось, вероятно, в 70-е гг.), по Могилёвскому шоссе православное, т.н. Но­виковское, кладбище (на месте современного Университетского сквера) и ев­рейское (на месте стадиона ГГУ им. Скорины).

Кстати, многие улицы в то время не имели фиксированных названий и в до­кументах их названия писались с маленькой буквы. Некоторые из них во­обще могли иметь одновременно два и более названий. Например, современ­ная улица Советская в документах того времени называется Почтовой ули­цей, «которая проходит через весь город» (на улице находилась почтовая станция). Или просто Шоссейной дорогой (так, кстати, называлась и позд­нейшая улица Фельдмаршальская- Пролетарская (шоссе Петербург-Киев проходило и через неё). Чуть позднее Почтовая стала называться Пробойной, а в конце 19 — начале 20 вв. называлась Румянцевской. Создаётся впечатление, что этим названиям вообще придавалось мало значения и существовали они только для того, чтобы отличить одну улицу от другой. Упоминаемая в до­кументах улица Резницкая в конце 19 — нач. 20 вв. известна как Мясницкая, после революции — ул. Коммунаров; Берёзовая в конце 19 века переимено­вана в улицу барона Нолькена (в честь генерал-майора, барона Станислава Ивановича Нолькена, который в конце 19 в. был городским головой), с 1919 г. ул. Ланге.

Таким образом, драматические события в истории города послужили толч­ком к коренному изменению его облика.

Автор: Дмитрий Гусаков, историк.

Источник: «Гомельские ведомости» 26 февраля 2008 г. (оригинальное название «Это было давно…»)