В Гомеле под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Район проспекта Победы наряду с современным парком был заселён одним из первых ещё в доисторические времена. Прежде всего, потому что проходивший сотни тысяч лет тому назад последний ледник оставил здесь озеро. В водоёме водилась рыба и птицы, окружающий его дремучий бор изобиловал дичью, грибами и ягодами – что ещё нужно было для счастья нашему первобытному предку, не испорченному цивилизацией? Из ледникового озера вытекало множество ручьев и речушек, прорезавших в высоком правобережье Cожа глубокие овраги и затем впадавших в него. Один из этих ручьев – Гомеюк, нынешнее Лебяжье озеро, и дал свое название древнему Гомию. Ильинский, Киевский, Боярский и Крушевский спуски тоже являются бывшими руслами этих давно пересохших речек.

Постепенно Гомель застраивался, и его границы приблизились к древнему озеру, превратившемуся к этому времени уже в болото. Точнее, в два болота, между которыми в 1873 году и прошла линия Либаво-Роменской железной дороги, потревожив покой местных обывателей и многочисленных болотных обитателей. Одно из заболоченных озёр осталось в Залинейном районе. Другое располагалось между улицами Рогачёвской, Либавской (ныне — Шевченко) и Гимназической (Александровской, Ленина, Комсомольской). К его зарослям выходили узкие улицы деревянной застройки, одна из них так и называлась – Болотная, а также Гусевская, Слесарный переулок, Безымянная (ныне – Сазонова).

Нет худа без добра – местные использовали своё болото как средство сообщения, переплывая с улицы на улицу на лодках. Предшественницей современного проспекта Победы была тогда улица Почтовая, получившая свое название от расположенной неподалеку на Румянцевской конной почтовой станции. Ещё на углу Почтовой и центральной улицы города в 1904 году была построена Георгиевская военная церковь. На Почтовой находилось также и здание 2-го Русского общественного собрания. Улица Почтовая шла от Румянцевской к Ветковской, затем под углом поворачивала к вокзалу, но до него так и не доходила – на её пути вставало всё тоже Горелое болото…

Вот как выглядел этот район в 1911 году в описании Ф.Н. Жудро, Н.А. Сербова и Д.Н. Довгяло: «От мужской гимназии (нынешнее здание БелГУТа) до линии железной дороги раскинулась целая часть города, носящая название Полесского переезда или Горелого болота. Место порядочно распланировано и густо застроено хорошими домами. Но на улицах невылазная грязь, на некоторых из них целое лето стоят большие лужи гнилой воды. Тут же, почти в центре города, обширное «горелое болото» густо поросло кустарником, осокой, тростником. В нём купаются свиньи, утки, гуси, бабы полощут белье, ребята ловят черепах! Обыватели так уже сроднились со своим болотом, так привыкли к пению лягушек, что если бы «Горелое болото» высохло, они непременно пожалели бы его».

Ещё неподалеку от этого места, со стороны улицы Гимназической (Комсомольской), одно время находился деревянный цирк-шапито.

Самодельная бомба-«македонка» в испарениях Горелого болота

Откуда же взялось столь необычное название – Горелое болото? Неужели и здесь бушевал в своё время грандиозный пожар, один из тех, что не раз дотла выпаливал деревянный Гомель? Нет, просто после постройки железной дороги перегоревший шлак из паровозных топок стали вывозить на расположенное рядом болото. Остывающий шлак дымил и парил, издалека казалось – болото как будто «горит».

В 1905-1907 годах Гомель становится одним из крупных очагов уже революционного пожара. Между прочим, рабочие железной дороги принимают в его разжигании самое активное участие. В июне 1905 года на углу Почтовой и Могилёвской (ныне – Кирова) происходит одно из громких покушений. Его объектом становится жандармский ротмистр Шебеко, начальник охранки в Гомеле. По приказу Шебеко на Кузнечной (ныне – Интернациональная), у ворот завода Фрумкина (им. Кирова, ОАО «СтанкоГомель»), за участие в демонстрации был расстрелян 16-летний подросток Агранов. Отомстить взялась гомельская боевая дружина партии социалистов-революционеров. Эсеры ведут наблюдение за жандармским начальником из закусочной, либо гуляют по тротуару Почтовой рядом с её пересечением с Генеральской (ныне – Красноармейской).

Когда Шебеко в сопровождении трёх жандармов появляется на улице, к нему подкатывает извозчик-лихач. Иван Малеев, 17-летний паренёк из старообрядческой Ветки, соскакивает с пролётки и бросает под ноги Шебеко бомбу. Самодельное взрывное устройство шипит, дымит, но – не взрывается. Шебеко падает на тротуар… Испуганная лошадь бесится, а Иван попадает между её задними ногами и экипажем. Жандармы начинают стрелять из браунингов и бросаются к дружиннику. Малеев отбивается от наседающих полицейских рукояткой тяжелого «смит-вессона», перепрыгивает через забор и уходит от преследователей садами и задворками Почтовой – благо местность позволяла.

Отсырела ли самодельная бомба-«македонка» в испарениях Горелого болота, или что-то ещё случилось, но только и жандарм Шебеко, и революционер Малеев остались живы. Шебеко через некоторое время переведут в Вильно на повышение – от греха подальше. Эсер Малеев, после нереального количества покушений, экспроприаций и арестов (в том числе – и участия в слежке за Петром Столыпиным в августе 1906 года), бежит через тайгу из сибирской ссылки. После победы революции 1917 года Иван Малеев будет избран депутатом Учредительного собрания, возглавит советскую власть в Ветке, создаст там первый детский сад, будет работать журналистом газеты «Известия» в Москве…

А колорит деревянной архитектуры того периода сохранился сегодня на улице Сазонова, бывшей Безымянной. Улица была переименована в 1919 году в честь русского революционера Егора Сазонова, который, кстати, как и Иван Малеев, был членом боевой организации партии эсеров и выходцем из старообрядческой семьи…

От болотного прошлого осталась только сырость в подвалах

Однако большинство революционных изменений первоначально обходили Горелое болото. Свой патриархально-болотный вид этот район продолжал сохранять и в первые десятилетия Советской власти. Разве только некоторые здания променяли свои функции, а то и обитателей. Так, в Георгиевской военной церкви был устроен спортивный зал. В нём красные казаки из 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии вместо молитв теперь занимались атлетикой, гимнастикой и борьбой.

Первым генеральным планом развития Гомеля 1935 года уже было решено соединить Почтовую улицу с железнодорожным вокзалом. Война нарушила все планы. Однако в ходе послевоенного восстановления, когда центру Гомеля решено было придать новый облик, к этой идее вернулись вновь. Согласно генеральному плану развития Гомеля 1950 года, центральными улицами должны были стать Советская и нынешние проспекты Ленина и Победы. В углах этого уличного «треугольника» кроме площади Ленина решили организовать ещё две – Привокзальную и нынешнюю площадь Восстания. Последнюю, создававшуюся на месте стадиона «Динамо» и именовавшуюся в проекте «Архитектурной площадью», предполагалось «замкнуть башнями». Возможно, не одной? В любом случае, точно известно, что именно тогда было принято решение построить здесь 30-метровую башню фабрики «8 Марта». Её спроектировали в новом стиле «повышенной архитектурной обработки», по образцу московских островерхих высоток. Кстати говоря, в 1950 году на башне фабрики «8 Марта» предполагалось установить свои, гомельские куранты. Характерно, что в материалах республиканского совещания архитекторов, которое состоялось в Гомеле 1953 году с участием специалистов из Москвы, башню «8 Марта» всё ещё именуют «часовой».

К этому времени пространство от нынешнего здания администрации Железнодорожного района до автовокзала по-прежнему занимало Горелое болото. Возле железной дороги находился лесоторговый склад. Ещё на этой улице находилась одноэтажная кирпичная школа. В здании бывшей Гомельской мужской гимназии (ныне – БелГУТ) располагалось управление всей Белорусской железной дороги.

Свое новое название улица Победы получила в 1957 году – в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Проект застройки этого района разрабатывал архитектор Гомельского филиала «Белгоспроекта» (ныне – институт «Гомельгражданпроект») В. Бурлака и инженер Л. Божек. Новая просторная улица должна была пройти от железнодорожного вокзала до нового стадиона на 15 тысяч зрителей, её ширина была запланирована в 53 метра. В бесплатных квартирах в новом микрорайоне предполагалось поселить 25 тысяч человек. Первые три новых дома – для рабочих заводов «Двигатель революции» («Стромавтолиния», ныне – ликвидирован), ремонтно-подшипникового завода и для работников Горсовета, начали строить на Победе в квартале между улицами Советской и Кирова. Начиналась «борьба с архитектурными излишествами», поэтому на их фасадах уже нет пышной лепнины и классических портиков. Но стены и карнизы этих зданий, выполненных по индивидуальному проекту, ещё несут отпечаток былой монументальности. Одно из этих зданий было построено на углу Советской и Победы, на месте бывшей Георгиевской военной церкви.

В апреле 1955 года специально по поводу застройки улицы Победы в Гомеле было созвано республиканское архитектурно-строительное совещание с участием академиков из Академии архитектуры СССР.

Аллея на Победе знаменита своими плакучими ивами. Известно, что они символизируют нашу скорбь по павшим в Великой Отечественной войне. Но первоначально на аллее собирались высадить только тополя, и так бы и сделали, если бы не эксперт Батковский и кандидат сельскохозяйственных наук Кучинский. На том самом совещании они выступили с критикой «тополиного» проекта, разгромив его в прах и пух. Во-первых, тополя могли закрыть верхние этажи зданий, во-вторых, в климатических условиях Гомеля верхушки пирамидальных тополей сохнут.

Ещё тут разгорелись споры – нужна ли на улице Победы площадь Победы? Постановили — нужна. Кстати говоря, первоначально на площади Победы предполагали построить не библиотеку, а кинотеатр. Но против кинотеатра высказался заместитель председателя облисполкома, бывший подпольщик Андрей Куцак. Пользуясь моментом, представитель БИИЖТа (ныне – БелГУТ), открытого здесь за два года до этого, вытребовал на новой улице земельный участок в 3,5 гектара. До сих пор здесь стоит спортивный зал для студентов.

Улица Победы стала одной из первых строительных площадок в Гомеле, где было опробовано последнее слово тогдашней научной организации труда — поточный метод. Если раньше всем строительством, от начала до конца, занималась одна бригада, то теперь вводилась специализация – одна группа готовила нулевой цикл, другая занималась кладкой стен и монтажом лестниц, третья – отделкой.

На Победе одним из первых было развёрнуто и панельное строительство пресловутых хрущёвок. Характерно, что этот район стал местом возведения и последней жилой сталинки – по данным краеведа Дмитрия Гусакова, последний такой дом в пышном стиле советского историзма был построен по улице Комсомольской, 6. В 1961 году по проекту архитектора Бурлаки была построена и местная «Ленинка» — украшенное коринфским ордером монументальное здание Гомельской областной библиотеки им. В.И. Ленина.

В конце 1962 года был объявлен конкурс на проект застройки Привокзальной площади. Конкурс выиграли архитекторы Шолом Хинчин и Сергей Певный со своим проектом гостиницы «Гомель». Этот отель-визитка нашего города был построен в 1972 году. Стоит отметить, что первые жрицы любви тут появились примерно в это же время.

Ранее городская автобусная станция стояла на углу улицы Победы и Слесарного переулка. Хинчин и Певный решили поставить на этом месте модерновый многоэтажный дом с конструктивным элементом в виде некой «летающей тарелки». Правда, в силу неизвестных причин идея эта так и не была воплощена в жизнь. А вот современный автовокзал на 100 автобусных маршрутов был построен в Гомеле в 1966 году, на месте последнего остававшегося участка Горелого болота. Ещё старожилы рассказывали, что этот уголок в первые послевоенные годы использовался как «могильник» для захоронения старого оружия, собранного на местах боев.

А что же само Горелое болото? По ходу строительства его постепенно засыпали. Но ещё в конце 1950-х годов, когда по всей Победе стояли крупнопанельные пятиэтажки, в конце улицы, на месте нынешнего рынка, сохранялось болото со всеми его земноводными обитателями. По свидетельству старожилов, только к 1960 году Горелое болото было окончательно ликвидировано. Именно в этом году улица Победы вышла к железнодорожному вокзалу. Лягушек и черепашек, конечно, жаль, но и улица здесь получилась неплохая. На аллее были разбиты яркие цветочные клумбы, а свежевыкрашенные новенькие хрущёвки в то время смотрелись ультрасовременными зданиями. От прежнего же болотного прошлого осталась только сырость в подвалах, на которую до сих пор иногда жалуются жильцы стоящих там домов.

По дороге на автовокзал отдельная деревянная застройка сохранялась ещё в начале 90-х годов — в самом конце улицы, рядом с расположенным там сейчас рынком, ещё стояли приземистые домишки с крашеными ставнями. В 80-е годы здесь был популярный пивной бар. А ещё в 70-80-е годы, на пике войн «район на район» в Гомеле, «Победа» славилась как одна из «центровых» уличных группировок города. Близость к вокзалу также подогревала здесь криминальные страсти.

Характерно, что Победа стала местом реализации ещё одного тогдашнего «ноу-хау» – первые этажи жилых домов здесь были отданы под магазины и многочисленные учреждения соцкультбыта. По мысли проектировщиков того времени, «советские трудящиеся» не должны были рыскать вдали от дома в поисках необходимых ему заведений. Сегодня, когда улица, ставшая уже с 2013 года проспектом Победы, превратилась в настоящую галерею достаточно престижных магазинов и бутиков, их владельцы должны испытывать чувство легкой благодарности советским архитекторам и социальным стандартам, запланировавшим для них соответствующие помещения.

Детворе же всего города улица Победы была известна прежде всего магазином «Алёнка», что располагался на углу с Советской. Здесь продавали сказочно вкусные молочные коктейли, за которыми мальчишки и девчонки, а «также их родители», готовы были ехать через весь город.

Юрий Глушаков, 24 июня 2014